История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образовательная миссия Трифонова Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX века служения в Печенгскую причтовую церковь. Как результат, некоторые жи тели-лютеране присоединились к Православию. Вот как описывает этот процесс летописец Печенгского монастыря Дмитрий Андреевич Ануфри ев: « . . . Священником Печенгского прихода о. Георгием Терентьевым были при соединены к Православию бывший ученик Баркинской церковно-приходской школы лютеранин Юган-Гейки Каргелайнен, ...а также бывшийученик той же Баркинской школы колонист колонии Трифонова Ручья Арвиди - Хейки Карге лайнен, 19 лет, лютеранин. Через неделю после этого, 12 января, было соверше но архимандритом Ионафаном присоединение к православным лютеранина колониста колонии Гагарка Федора Осипова Ингера, 31 год». Таким образом, можно сделать вывод, что обучение неправославных де тей в школе православного монастыря давало не только знания и навыки, но и формировало у некоторых из них православные убеждения... А это и есть главный смысл существования православного монастыря - приобщать к Божьему учению о спасении души новых и новых страждущих. В первое время в Баркинскую школу принимали только мальчиков, по том открыли двери для девочек. По мере того как росла численность коло нистов, заселявших Мурманский берег, увеличивалось и число учащихся. И 15 человек было деток, и 18, и 27. Сначала отделений было два - младшее и старшее, потом добавилось среднее. Огромные (более 20 м2) светлые ау дитории, на стене - икона и портрет императора, длинные парты, книжный шкаф. С самого начала в школе было в наличии более пятисот экземпляров книг. Школа была хорошо обеспечена учебными принадлежностями и по собиями. Процесс обучения шел успешно. Преподавали профессиональные педа гоги, как, например, учитель старшего отделения Нохрин Александр Васи льевич, получивший образование в Костромской губернии, и послушники монастыря, как учитель младшего отделения И. Д. Рогозин. Уровень образования и материальная база монастырской школы были столь высоки, что когда в 1907 г. перед Министерством просвещения встал вопрос об открытии на побережье океана сельских начальных училищ, за меститель министра народного просвещения С. П. Герасимов лично попро сил о. Ионафана заняться строительством здания училища в Баркино. Архи мандрит согласился на это предложение, т. к. понимал необходимость даль нейшего просвещение Кольского Севера. Управляющий Санкт-Петербургским округом так писал о. Ионафану из столицы: «Узнав, что Вы выразили согласие принять на себя труд по возведе 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz