История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Образовательная миссия Трифонова Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX века служения в Печенгскую причтовую церковь. Как результат, некоторые жи­ тели-лютеране присоединились к Православию. Вот как описывает этот процесс летописец Печенгского монастыря Дмитрий Андреевич Ануфри­ ев: « . . . Священником Печенгского прихода о. Георгием Терентьевым были при­ соединены к Православию бывший ученик Баркинской церковно-приходской школы лютеранин Юган-Гейки Каргелайнен, ...а также бывшийученик той же Баркинской школы колонист колонии Трифонова Ручья Арвиди - Хейки Карге­ лайнен, 19 лет, лютеранин. Через неделю после этого, 12 января, было соверше­ но архимандритом Ионафаном присоединение к православным лютеранина колониста колонии Гагарка Федора Осипова Ингера, 31 год». Таким образом, можно сделать вывод, что обучение неправославных де­ тей в школе православного монастыря давало не только знания и навыки, но и формировало у некоторых из них православные убеждения... А это и есть главный смысл существования православного монастыря - приобщать к Божьему учению о спасении души новых и новых страждущих. В первое время в Баркинскую школу принимали только мальчиков, по­ том открыли двери для девочек. По мере того как росла численность коло­ нистов, заселявших Мурманский берег, увеличивалось и число учащихся. И 15 человек было деток, и 18, и 27. Сначала отделений было два - младшее и старшее, потом добавилось среднее. Огромные (более 20 м2) светлые ау­ дитории, на стене - икона и портрет императора, длинные парты, книжный шкаф. С самого начала в школе было в наличии более пятисот экземпляров книг. Школа была хорошо обеспечена учебными принадлежностями и по­ собиями. Процесс обучения шел успешно. Преподавали профессиональные педа­ гоги, как, например, учитель старшего отделения Нохрин Александр Васи­ льевич, получивший образование в Костромской губернии, и послушники монастыря, как учитель младшего отделения И. Д. Рогозин. Уровень образования и материальная база монастырской школы были столь высоки, что когда в 1907 г. перед Министерством просвещения встал вопрос об открытии на побережье океана сельских начальных училищ, за­ меститель министра народного просвещения С. П. Герасимов лично попро­ сил о. Ионафана заняться строительством здания училища в Баркино. Архи­ мандрит согласился на это предложение, т. к. понимал необходимость даль­ нейшего просвещение Кольского Севера. Управляющий Санкт-Петербургским округом так писал о. Ионафану из столицы: «Узнав, что Вы выразили согласие принять на себя труд по возведе­ 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz