История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Образовательная миссия Трифонова Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX века вий бытовых для этого нет, и братия пока слишком малочисленна. Правда, есть надежда, что в самом ближайшем будущем православное образование местного населения, прежде всего детей, будет одним из видов просвети­ тельской миссии монастыря. Заработают при нашем северном монастыре воскресные школы, как работают они практически при всех приходах епар­ хии. Особенно важна образовательная функция православного монастыря в свете введения с 1 сентября 2012 г. в общеобразовательных школах обяза­ тельного предмета «Основы православной культуры». Трудно возвращать духовное образование в мирское образовательное учреждение. Но это необходимо, ведь без православной культуры, без истинных христианских ценностей не возродиться нашему обществу во всей красоте и силе. А пока вернемся памятью в прошлые года и вспомним, как осуществлял образовательную помощь местному населению Печенгский монастырь в прежние времена. Шестнадцатый век... На суровом Мурманском побережье Ледовитого океана в те времена было только два постоянных жилых центра - это Кола и Печенгский монастырь. Но Кола все же находилась в устье рек, глубже на материке. На самом же побережье только монастырь и был источником гра­ мотности и книжности. Практически вся печатная литература тогда была церковной, в основном богослужебной. Представители духовенства были людьми грамотными. Какой-либо конкретной информации о том, как имен­ но Трифон и его братия помогали местному населению и промысловикам освоить грамоту, не сохранилось, но совершенно очевидно, что монахи учи­ ли как могли. Ведь школ для простого народа не было совсем, и роль учите­ лей наверняка исполняли представители монастыря. Прошло триста лет. Год 1886 - начало первого возрождения монасты­ р я .... Первым настоятелем обители был иеромонах Никандр, и на его плечи выпало самое тяжелое бремя - буквально на пустом месте возрождать быт и дух некогда великой обители, в тяжелейших экономических и климатиче­ ских условиях. Четыре года прослужил о. Никандр в Лапландии. С 1890 г. пришло время «исторического», как позднее его назовут, настоятеля - о. Ионафана. Именно он поднимет на высочайший уровень и духовную, и образовательную, и хозяйственную функции монастыря. В 60-е гг. XIX в. началась так называемая «колонизация» Мурманского берега, дабы способствовать развитию края. Привлеченные всевозможны­ ми государственными льготами, на Печенгскую землю потянулись жители 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz