История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Образовательная миссия Трифонова Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX века вий бытовых для этого нет, и братия пока слишком малочисленна. Правда, есть надежда, что в самом ближайшем будущем православное образование местного населения, прежде всего детей, будет одним из видов просвети тельской миссии монастыря. Заработают при нашем северном монастыре воскресные школы, как работают они практически при всех приходах епар хии. Особенно важна образовательная функция православного монастыря в свете введения с 1 сентября 2012 г. в общеобразовательных школах обяза тельного предмета «Основы православной культуры». Трудно возвращать духовное образование в мирское образовательное учреждение. Но это необходимо, ведь без православной культуры, без истинных христианских ценностей не возродиться нашему обществу во всей красоте и силе. А пока вернемся памятью в прошлые года и вспомним, как осуществлял образовательную помощь местному населению Печенгский монастырь в прежние времена. Шестнадцатый век... На суровом Мурманском побережье Ледовитого океана в те времена было только два постоянных жилых центра - это Кола и Печенгский монастырь. Но Кола все же находилась в устье рек, глубже на материке. На самом же побережье только монастырь и был источником гра мотности и книжности. Практически вся печатная литература тогда была церковной, в основном богослужебной. Представители духовенства были людьми грамотными. Какой-либо конкретной информации о том, как имен но Трифон и его братия помогали местному населению и промысловикам освоить грамоту, не сохранилось, но совершенно очевидно, что монахи учи ли как могли. Ведь школ для простого народа не было совсем, и роль учите лей наверняка исполняли представители монастыря. Прошло триста лет. Год 1886 - начало первого возрождения монасты р я .... Первым настоятелем обители был иеромонах Никандр, и на его плечи выпало самое тяжелое бремя - буквально на пустом месте возрождать быт и дух некогда великой обители, в тяжелейших экономических и климатиче ских условиях. Четыре года прослужил о. Никандр в Лапландии. С 1890 г. пришло время «исторического», как позднее его назовут, настоятеля - о. Ионафана. Именно он поднимет на высочайший уровень и духовную, и образовательную, и хозяйственную функции монастыря. В 60-е гг. XIX в. началась так называемая «колонизация» Мурманского берега, дабы способствовать развитию края. Привлеченные всевозможны ми государственными льготами, на Печенгскую землю потянулись жители 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz