История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Абросимова Д. Д. архимандрит Фаддей ссылается на прецедент европейских стран: «В о Фран ции, где особенно сильно стремление отделить школу о т церкви иудалить из первой Закон Божий, все более сознается, к каким вредным последствиям для общественной нравственности ведет подобное отделение».1 В противовес этому он подчеркивает особую миссию, лежащую на церковно-приходских школах, - «духовное воспитание общества»,2 « дело воспитания на основе христианских религиозно-нравственных начал» .3 Вторая проблема, которая выступает в его проповедях этой группы, проблема духовной школы, - распространенное среди выпускников духов ных семинарий нежелание становиться священниками, предпочтение ими светской карьеры - «усиленное стремление вучебные заведения светские, о т крывающие более широкий доступ к благам земным».4 Как утверждает про поведник, «если прежде можно было о многих юношах прямо сказать, избе р у т ли они... путь пастырства, т о теперь в иные годы нельзя бывает ска з а т ь этого ни про одного из оканчивающих курс духовной школы: т а к неу стойчивы большею частью современные юноши... в решимости отдаться своему призванию! ... Сколь часто юноша, выходя из духовной школы... начи нает заявлять, что он не интересуется... религией! Как часто юноша э т о т не только оставляет благочестивые обычаи... но даже начинает издеваться над ними».5, В некоторых проповедях ракурс обсуждения предполагает взгляд не только воспитанников духовных учебных заведений, но и, в боль шей степени, воспитателей и тех, кто занимает административные посты: « Подумали ли ревнители более легкого выхода из семинарии в высшую свет скую школу, что ... они причиняют великую обиду церкви? Правда, они заявля ют, будто ревнуют и о благе церкви, когда домогаются свободного выхода из семинарии для не желающих служить [ей], но... ч то же они взамен... предла гают сделать для приготовления лучших пастырей... ?Ведь ничего».6Другие проповеди, напротив, обращены к самим учащимся, высвечивая стоящую перед ними задачу о выборе жизненной стези: «П у сть священство... есть удел лишь избранных, пусть остальные, воспитываемые под сенью церкви и для 1 Он же. Характер и значение церковно-школьного просвещения: речь на акт по окончании за нятий в церковных школах 11 мая 1903 г. / / ОЕВ. 1903. № 11. С. 379. 1 Там же. 3 Он же. Речь при открытии курсов для учителей... / / ОЕВ. 1903. № 14. С. 484. 4 Он же. Речь на молебне пред началом учебных занятий в 1908-1909 учебном году в Олонецкой духовной семинарии / / ОЕВ. 1908. № 18. С. 398. 5 Он же. Поучение в неделю 14-ю по Пятидесятнице / / ОЕВ. 1908. № 19. С. 430. 6 Он же. Слово в Неделю о мытаре и фарисее / / ОЕВ. 1906. № 3. С. 107. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz