История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Абросимова Д. Д. христианства» Л. Н. Толстым, «мудрецом века и великим писателем, возом нившим, будто он понял учение Христово лучше, чем церковь»,1Д. С. Мереж ковским и В. В. Розановым; делится размышлениями по поводу идей, выска зываемых общественными деятелями и публицистами М. О. Меньшиковым, B. А. Тернавцевым, Григорием Петровым. В проповедях этого направления архимандрит Фаддей касается и по следних веяний западноевропейской философско-литературной мысли. Чаще других у него звучат имена Ф. Ницше и Э. Золя, которых он называет «лжемыслителями имечтателями нашего времени».2Проповедник отзыва ется и о других представителях западноевропейской гуманитарной науки и литературы: А. фон Гарнаке, немецком историке Церкви и теологе, при числяя его к «гордящимся своей ложной мудростью ученым»,3Э. Ренане, ав торе «Жизни Иисуса» - одном из «современных отрицателей божества Сына Божия».л Среди характерных явлений времени Фаддей (Успенский) отмечает раз витие науки и усиление роли научного знания как приоритетного способа познания мира. При этом он указывает, что, хотя «внимание нынешних уче ных людей» и обращено «н а мельчайшие частицы вещества, из сочетаний ко торого возник весь мир, не исключая и человека со всей его духовной жизнью» , 5 тем не менее «и доселе в разумении сущности бытия... философы и ученые века сего, при всех взвешиваниях и разложениях вещества на... составные его части, не подвинулись нимало».6Причина этого, по мысли автора проповеди, в том, что «плотский разум мира, казалось бы, беспристрастно исследующий истину», в действительности «движим теми же, хо тя и крайне утонченны ми, похотями мира сего»: В полемике с наукоцентричной позицией архи мандрит Фаддей опирается на опыт самих ученых, признававших существо вание границ познаваемого: «С ам а точная наука возвещает, что многие тайны природы нам остаются неизвестными и, быть может, навсегда оста 1 Он же. Речь, сказанная окончившим курс воспитанникам и воспитанницам Олонецкой гимна зии на молебен 2 июня 1904 года/ / ОЕВ. 1904. № 12. С. 354. 2 Он же. Слово в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил / / ОЕВ. 1904. № 22. C. 679. 3 Он же. Слово в день святой равноапостольной Марии Магдалины / / ОЕВ. 1903. № 15. С. 514. 4 Он же. Слово в Неделю святых отец и венчания на царство благочестивейшего Государя Импе ратора Николая Александровича / / ОЕВ. 1906. № 11. С. 425. 5 Он же. Слово в день святого апостола Иоанна Богослова (8 мая 1903 г.) / / ОЕВ. 1903. № 10. С. 346. 6 Там же. С. 347. Там же. 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz