История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Современность в проповедях священномученика Фаддея (Успенского): по материалам журнала «Олонецкие епархиальные ведомости» вдовы, старики и дети... некоторые из них страждут о т голода и холода, а мы, как бы ничего не видевшие и не знающие, ни в чем не повинные, исполнены жажды веселья... » ' В освещении автора проповедей Русско-японская война как испытание для России приобретает более глубокий, духовный план, ак туальный на разных ее этапах: «Ныне страна, называющая себя “страною восходящего солнца’’... действительно восстала войной против... Христовой церкви........ воины наши сознают, что ведут борьбу не из-за клочка земли, а за крест Христов... и военачальники провозглашают это о т к ры т о » ;2 «весьма многие начинают уже преклоняться пред... культурой [Японии. - Д. А.], как силой, дающей перевес одному народу над другим помимо веры в Бога и Хри с т а ... очевидно, не только между Японией иРоссией идет борьба в настоящее время, но также между верой во Христа и безбожной языческой культурой... » 3 Проповеди Фаддея (Успенского) с военной темой представляют собой источник, по которым можно проследить отражение истории этой войны общественным восприятием - и восприятием отдельного жителя России с высоким уровнем гражданского самосознания. Помимо общественно-политических событий проповеди архимандрита Фаддея в еще большей степени отразили научно-интеллектуальную и куль турную жизнь начала XX века в России и отчасти в Западной Европе. Целый спектр явлений интеллектуальной сферы проповедник обсуждает пример но в третьей части своих проповедей в ОЕВ (в 31 проповеди). Половина их была адресована учащимся, в основном воспитанникам ОДС, затем горожа нам (большая часть этих проповедей была произнесена в петрозаводском кафедральном соборе), а также слушателям педагогических курсов. В этих проповедях Фаддей (Успенский) уделяет внимание прежде всего русской культурной традиции: классической и современной ему литературе, фило софии и публицистике. Из русских классиков он особенно часто упоминает Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, не единожды цитирует примеры из литературных произведений М. Горького, А. П. Чехова и И. С. Тургенева, а также Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успен ского, Н. Г. Гарина-Михайловского и П. Д. Боборыкина. Как представитель Православной Церкви, он полемизирует с авторами «новых концепций 1 Он же. Слово на Новый год (1905-й) / / ОЕВ. 1905. № 2. С. 41-43. 2 Он же. Слово в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил / / ОЕВ. 1904. № 22. С. 678. 3 Он же. Слово в день рождения наследника Цесаревича Алексея Николаевича / / ОЕВ. 1905. № 16. С. 492. 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz