История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути «Молитвы, возносившиеся в то время практиче­ ски во всех христианских церквях, включали в себя и такое прошение: «Господи Боже наш, со­ храни нас от внезапной смерти и от норманнов».1 Очевидец этих страшных вторжений нор­ маннский хронист Дудон Сен-Кантенский в своей книге «О нравах и деяниях первых герцогов Нор­ мандских» (852-996) дает яркое описание маги­ ческих действий викингов, в результате которых они, выступая в свои кровавые походы, заруча­ лись поддержкой могущественных богов Севера. Одной из главных задач, которую решали нор­ манны через свои жертвоприношения, являлось обретение помощи от бо­ гов (бесов) по управлению ветром и достижение благоприятной погоды в целом во время предстоящего похода. Надо сказать, что «практика “магии ветра” в среде мореплавателей Крайнего Севера имела совершенные формы и представляла собой уникальное явление по сравнению с иными народно­ стями и культурами».2Согласно Дудону, «именно человеческую кровь счи­ тают они наиболее действенной жертвой для достижения просимого у сво­ их богов. Жрец, бросая жребий, находит предназначенного для сегодняш­ него жертвоприношения и одним ударом сносит ему череп, а мозг выбивает на землю. Перевернув несчастного, жрец добирается до сердечной железы [аорты. - е.М.]. Извлекши из него всю кровь, норманны, прославляя бога Тора, омываются этой кровью. Испытывая прилив сил и радость, они с бое­ вым кличем бегут к приготовленным для дальнего похода драккарам. Надо торопиться и поднимать паруса - ветер нужного направления уже дует и скоро наберет большую силу... » 3Правда, случалось, что в пути духи гне­ вались за те или иные проступки путешественников, и тогда человеческие жертвы требовались вновь: «Пришлось бросить жребий. С каждого кора­ бля было пожертвовано по одному человеку. Тогда только вновь подул по­ путный ветер».4 1 Моуэт Ф. От ариев до викингов. М., 2004. С. 146. 2 Bachtold-Staubli Harms. Handworterbuch des deutschen Aberglaubens. 1927-1942, 10 vols. Цит. no: Perkins Richard. Thor the Wind-Raiser and the Eyrarland Image / / Viking Society for Northern Research. London, 2001. P. 12. (Пер. автора). 5 Dudone Sancti Quintini decano. De moribus et actis primorum Normannia ducum auctore / Ed. Jules Lair. 1865. Ch. 2. P. 129-130. 4 Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. Экспедиция короля Горма. СПб., 1906. С. 344. Бог скандинавов - Один 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz