История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Романенко Е. В. Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иако­ ва и выдержали до революции несколько изданий. В 1892 г. кирилловский настоятель был избран почетным членом Московской Духовной академии « в о уважение его 50-летняго ревностнаго служения Церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древняго православия и строгаго под­ вижничества». Из письма А. Ф. Ковалевского от 29 декабря 1893 г. извест­ но, что архимандриту Иакову была предложена епископская хиротония, от которой он, считая себя недостойным, отказался: « . . . отчего это отец Иаков отказывается от архиерейства, которое ему предлагали, да и теперь, пожа­ луй, предложат, вот бы и остался в Кириллове архиереем».1 За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре архиман­ дрит Иаков приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, по­ читавшего его как подвижника благочестия. Архимандрит Иаков был погре­ бен в обители у алтаря Успенского собора, надгробный памятник ему сохра­ нился до наших дней. При погребении кирилловского архимандрита при­ сутствовало около 6 тысяч человек, при том что общая численность населения Кириллова составляла в те годы 4 тысячи. Как прощальное напут­ ствие всем богомольцам раздавали отпечатанное «Слово на Рождество Христово», сочиненное архимандритом Иаковом. 1 (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 64). 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz