История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Просветительская деятельность архимандрита Иакова (Поспелова) дить за духовным состоянием обители, архимандрит Иаков вел дневник, в котором записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по но чам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Настоятель возобновил устав Кирилла Белозерского, согласно которому в обители за прещалось «пиянственное питие». Сам никогда не употреблявший вина архимандрит Иаков строго запретил приносить его в обитель, при нем пре кратились бытовавшие ранее праздничные угощения вином в кельях насто ятеля, в трапезной - «водочные порции для братии», был выведен за мона стырские стены винный склад, размещавшийся в башнях обители, которые сдавались в аренду. На протяжении многих лет кирилловский настоятель добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII в. На строительство нового здания училища он пожертвовал кирпич и солидную сумму. Много времени и внимания архимандрит Иаков уделял монастырям, вхо дившим в его благочиние, - Нило-Сорской пустыни, Моденскому и другим обителям. Состояние современного монашества вызывало глубокую обе спокоенность настоятеля, о чем свидетельствует его личная переписка с из вестным церковным писателем А. Ф. Ковалевским. «Вообще плакать нужно, до чего дошло наше монашество и как удалилось оно по нравам своим от древняго. Чего и не снилось, то теперь воочию вижу и испытываю», - подоб ные замечания Ковалевского находили горячий отклик у архимандрита Иакова.1Он не раз высказывал мнение, что для духовного возрождения рус ских монастырей необходимо возобновить в них уставы прпп. Кирилла Бе лозерского и Нила Сорского. В отзыве о готовившейся реформе общежи тельных монастырей, данном им в Новгородскую Духовную консисторию, архимандрит Иаков предлагал даже брать письменное обязательство с на стоятелей обителей в том, что они будут соблюдать устав Кирилла Белозер ского и «Предание» Нила Сорского.2 Забота о просвещении населения и щедрая благотворительность отли чали пастырское служение кирилловского настоятеля. В 1880 г. он был из бран почетным попечителем Кирилловского Духовного училища. За счет собственных средств архимандрит Иаков содержал нескольких учеников училища и в разное время снабжал деньгами тех, кто отправлялся учиться в духовные семинарии. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги. 12 января 1893 г. в монастыре была торжественно открыта церковно-при 1 РГАДА. Ф. 1441. Опись 3. Ед. хр. 2114. Л. SS-S5 об. 2 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 1965. Л. 5 об.; Ед. хр. 2004. Л. 133. 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz