История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Романенко Е. В. Мраморный памятник на В 1857 г. архимандрит Иаков стал настоятелем Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня монастыря на Красном острове. В обите­ ли он организовал больницу, в которой на излече­ нии находилось 10 монахов, а также получали не­ обходимую помощь все приходившие богомоль­ цы. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за исправление духовной жизни братии, основной недостаток которой видел в зло­ употреблении вином. Архимандрит Иаков запре­ тил белозерскому земскому исправнику и управля­ ющему белозерской акцизно-откупной компании размещать на Красном острове так называемые «выставки», торговавшие вином во время мест- могиле, поставленный братией. ных ярмарок, чем нажил себе немало недоброже­ лателей. Тогдашний благочинный белозерских мо­ настырей, кирилловский архимандрит Феофан, вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей. В письме к настоятелю Новое­ зерского монастыря от 10 марта 1861 г. он писал: « . . . я считаю нужным предупредить Вас, что без разрешения высшего начальства Вы не вправе от­ казывать особенно в ярмарочное время ставить на озере выставки, тем бо­ лее, что Вы отказом своим учиняете урон и казне, и вверенному Вам мона­ стырю, к тому же и ярмарки при монастыре существуют издревле и Вашими предшественниками воспрещаемы не были».1Архимандриту Иакову уда­ лось отодвинуть размещение «выставок» на 5 верст от стен монастыря.2 В 1866 г. архимандрит Иаков был поставлен настоятелем Кирилло-Бело- зерского монастыря. В преддверии 500-летнего юбилея древней обители в ней начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, был систематизирован старый монастырский архив и библио­ тека. Но главную свою цель игумен видел в неустанной заботе о восстанов­ лении в обители духа истинного монашества. В первые дни первой и Страст­ ной седмиц Великого поста ворота монастыря закрывали для мирян. Сам настоятель в эти дни вкушал одну просфору в день. Неодобрительно отно­ сился архимандрит к хождениям монахов по кельям. «Н е вернется монах в келью таким, каким он вышел из нея», - учил он иноков. Чтобы лучше сле- РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1853. Ал. 156-156 об. Переписку по поводу этих событий см.: Там же. Ал. 150-157 об. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz