История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Первая церковно-приходская школа для саамских детей на Мурманском побережье... ребята с большим вниманием, и успех был налицо. После того, как дети за­ помнили слова молитв, священник стал обучать их церковному пению. Вы­ учившись сами, дети обучали и взрослых. В 1895 г. Комитет Православного Миссионерского общества в Архан­ гельске издал «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангель­ ской губернии», составленную протоиереем Константином Щеколдиным. Грандиозный труд, проделанный им для приобщения лопарей к слову Божи- ему, - это перевод на лопарский язык Евангелия от Матфея. Конечно, трудностей в процессе обучения хватало: и в плане образова­ тельном, и в плане организационном, и в плане финансовом. Управляющий Гос. имуществом Архангельской губернии С. П. Гоппен писал в 1900 г. в Пу­ тевых записках: «Церковно-приходская школа не имеет почти никаких средств и содер­ жится доброхотными приношениями отца Константина Щеколдина и доб­ рых людей... Отец Константин нередко сам носит в школу дрова и топи т печки. Всех кончивших школу более 30 мальчиков. Учение продолжается 4-5 л е т » . Первым быть всегда очень трудно, в какой бы сфере деятельности ты ни трудился. Но все проблемы и трудности забываются, когда виден результат. А результат деятельности о. Константина можно выразить скупым языком цифр. По сведениям газет 1899 г. грамотность в Пазрецком погосте состав­ ляла 30 %, тогда как по данным общероссийской переписи от 28 января 1897 г. в других саамских погостах грамотных лопарей было лишь 5 %. А сам Константин Прокопьевич 2 сентября 1894 г. был удостоен звания Почетно­ го члена Архангельского Комитета Православного Миссионерского обще­ ства. К началу 1892 г. церковно-приходских школ было уже одиннадцать - и это радует даже сейчас, спустя более чем сто лет. Ведь образование, как сказал великий философ Дидро, «придает человеку достоинство». И, если начали мы с горьких слов Николая Харузина об уровне образо­ вания саамов Кольского уезда, то закончить хочется другими словами из той же монографии: «Нельзя искренне не приветствовать новую эру\ которая благодаря устройству школ возникла в Лапландии». 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz