История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Коржова Н. Б. было построено на средства, пожертвованные самим К. П. Победоносце вым и бывшим русским консулом в Финмарке Д. Н. Островским. Надо отметить, что, согласно школьному проекту, отец Константин пла нировал построить небольшие школьные здания и в районах летних, осен них и весенних промыслов пазрецких лопарей. (Сам батюшка готов был ради любимых лопарей «кочевать» куда угодно). К сожалению, осуще ствить эти планы пастырь не сумел по финансовым причинам. Но неподале ку от Борисоглебского храма, в собственном доме, он выделил несколько комнат, где проводил занятия с учениками весной, в апреле-мае. И вот произошло радостное и долгожданное событие. В февральском листке «Церковных ведомостей» сообщалось: « 8 февраля 1888 года настоятелем русской пограничной церкви Бориса и Глеба священником о. Константином Щеколдиным совместно со строи те лем Печенгского монастыря иеромонахом о. Никандром была освящена первая церковно-приходская школа». Выгодное положение школы тотчас сказалось на количестве учащихся. Большое количество учеников говорит о том, что лопари не чуждаются про свещения, не бегут грамотности, не боятся отдавать своих детей в школу. В первый год в школе обучалось 17 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 14 лет. Процесс обучения точно охарактеризовал Евгений Львов в вышеупомя нутой книге «П о Студеному морю »: «При врожденной впечатлительности и восприимчивости лопарей учение идет успешно и бойко. В своих неоднократно опубликованных записках К. П. Щеколдин, вопреки распространенному мнению, постоянно подчеркивал глубокие национальные традиции лопарей, их любовь к своему краю, природе, способность и стремление кучению, своеобразное чувство юмора и нравствен ную чи сто ту ». Преподавали в школе - разумеется, безвозмездно - сам отец Констан тин и псаломщик Василий Михайлович Ивановский, впоследствии ставший мужем дочери настоятеля Екатерины. Обучение проходило на лопарском и русском языках. Отец Константин был автором учебных пособий на ло парском языке, он составил словарь лопарских слов, лопарскую грамматику. Очень интересным и изобретательным кажется способ обучения лопа рей самым употребительным молитвам - так называемый «звуковой спо соб». При каждом удобном случае Константин Прокопьевич собирал детей в одно место и произносил слова молитвы - а дети повторяли вслух. Учились 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz