История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Коржова Н. Б. чалова священники завели у себя училища. Например, в Нотозерском пого сте у о. Георгия Терентиева обучалось около десяти учеников-лопарей. Ба тюшка с энтузиазмом обучал их всем необходимым навыкам и знаниям. Но не все священники отнеслись к задаче просвещения местного населе ния с воодушевлением. Как вспоминает в своей книге «Между Белым мо рем и Северным Ледовитым океаном» русский писатель В. Немирович- Данченко, некий ловозерский пастырь говорил, что « . . . гнушается необра зованностью и дикостью своей паствы, что в ней невежество свирепствует, и при этом вздохнул о том , как тяжко ему, просвещенному человеку, жить среди них». Практически все первые попытки обучения детей лопарей, к сожале нию, заглохли. В начале 1870-х гг. у священников не обучалось ни одного мальчика. Божиим промыслом в 1870 году на окраине Российского государства, на его северной границе, побывал Великий Князь Алексей Александрович. Здесь находился Пазрецкий саамский летний погост. Бедный храм, постро енный еще в XVI в. преподобным Трифоном, убогие жилища саамов, весь их быт и уклад жизни вызвали искреннее огорчение Его Императорского Вы сочества. Принадлежность православной России вызывала сочувствие и жалость, тогда как совсем рядом, в нескольких десятках метров, сияли убранством и крепостью святыни инородного государства, являясь укором и посрамле нием родного отечества и роняя престиж Российской империи. «Быть здесь новому храму и школе для местного населения! Великая Россия должны быть великой и в малом!» - повелел Великий Князь. Через три года на берегу реки Паз был освящен новый замечательный храм в память мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Рождение нового храма ознаменовало рождение нового православного прихода - Пазрецкого. Это событие произошло 10 августа 1874 г. С того самого дня и до своей смерти в 1916 г. долгие 42 года приход возглавлял замечательный священник - протоиерей Константин Прокопьевич Щеколдин. Если преподобного Трифона мы почитаем как просветителя лопарей в XVI в., то не будет преувеличением назвать отца Константина просветите лем лопарей в веке XIX. Вот какую характеристику дает ему писатель Евгений Львов в своей кни ге «П о Студеному морю » (1995): « ...О т е ц Константин известен всем... как просветитель лопарей, двадцать лет посвятивший этой деятельности. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz