История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Первая церковно-приходская школа для саамских детей на Мурманском побережье... рию этого народа, их национальные особенности и традиции, быт и нравы, проблемы и потребности и рассказал о них читателям. Один из разделов монографии начинается с пессимистических слов, ха­ рактеризующих уровень развития саамского общества: «...Дело образования стояло еще хуже до последнего времени, нем дело проповеди. Если первые семена просвещения... посеяны были просветителями лопарей прпп. Трифоном и Феодоритом, т о они давно уже успели заглохнуть совсем в продолжение трех веков, в которых для просвещения лопарей ничего не делалось». Слова очень точные. Ведь в действительности на Западном Мурмане, побережье Северного Ледовитого океана, кроме местного населения до самого конца XIX века и не жил никто постоянно. Только весной и летом, в периоды рыбных промыслов, сюда приходили многочисленные поморы. Конечно, с саамским населением общались русские люди и помогали чем могли. Но заканчивалась путина, и вновь на всем бескрайнем просторе Ла­ пландских тундр оставались лишь немногочисленные лопарские племена. И интерес ничей они не вызывали, и дела до них никому не было. Надо признать, уровень образования и элементарной грамотности на­ селения Кольского уезда был крайне низким. Так, на всей его территории к началу XIX в. не было ни одной школы. Лишь в 1839 г. в Коле появилось первое приходское училище. Наш край отставал от центральных губерний России: если в среднем по России один учащийся приходился на 143 чело­ век, то в нашем регионе - на 208 человек. Особенно плохо обстояло дело с просвещением саамов. Историк В. Ве­ рещагин писал в 1849 г.: «Д о сих пор еще не один из лопарей не умеет ни читать, ни писать». Конечно, то самое первое приходское училище в Коле было открыто и для саамских детей, но лопари неохотно отдавали своих детей в школу, и совсем не потому, что чурались грамотности. Кола находилась в отдале­ нии от лопарских погостов, и очень немногие родители решались отправ­ лять своих детей далеко. По данным статиста Н. Дергачева, за десять лет, с 1857 по 1867 г., в этой школе обучались лишь четверо лопарских детей, трое мальчиков и одна девочка. Таким образом, существование этой школы никакого значения в распространении грамотности среди лопарского на­ селения не имело. Предпринимались некоторые попытки к обучению лопарей в погостах. В 60-х гг. XIX века по распоряжению архангельского губернатора князя Ка­ 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz