История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Первые опыты просвещения на Крайнем Севере Европы. В начале пути христианских миссионеров. Можно констатировать, что к XI в. уже в значи тельной степени завершилось долгое восстановление власти и благочести вой жизни в тех ранее опустошенных краях Европы, где обосновались нор маннские завоеватели. Сын Вильгельма, герцог Ричард ( t 996), активно занимался возрождени ем нормандских соборов и, «увенчав церковным клиром ту систему управ ления, основу которой до тех пор составляли монастыри, завершил задачу восстановления духовного порядка и власти. Из бездны варварства норман ны поднялись по ступеням христианской культуры к высотам Божествен ной благодати».1 Так формировалась новая государственность и духов ность на материковой части Северной Атлантики, на земле Франции. Эта территория очевидным образом тяготела к Римскому престолу, к той части христианской цивилизации, которая впоследствии будет называться римо- католической. В то же время на берегах «туманного Альбиона» в течение первого ты сячелетия по P. X. сформировалась несколько иная христианская страна - православное Английское королевство, тяготеющее к Константинополю. Этот сказочный город Византии, «центр земли», соединяющий Восток и Запад, всегда являлся объектом притяжения и восхищения для северных рыцарей, порождая стремление влиться в элитную «варяжскую гвардию» императора ромеев. Английское государство, в котором « к середине XI в. при святом благо верном короле Эдуарде Исповеднике при населении 1,5 млн. человек насчи тывалось по меньшей мере 10 ОООхрамов»,2было теснейшим образом свя зано родственными связями со скандинавскими и русскими царствующими фамилиями. Влияние Англии простиралось до Норвегии, где правил сын Английской Церкви конунг Олоф - покровитель Норвегии, и Великого Новгорода, где правила дочь Английской Церкви шведская принцесса св. Анна Новгородская. Но, увы, эта Англия перестала существовать в 1066 г. после битвы при Гастингсе, когда герцог норманнский Вильгельм Завоева тель огнем и мечом подчинил себе Английское королевство. В Англии началась новая история, «новая династия, новая аристокра тия, практически новая церковь, новое искусство, новая архитектура и но вый я зы к».4Норманнское господство породило мощнейший отток эмигра- 1 Там же. С. 121. 2 Мосс В. Крушение Православия в Англии. Тверь, 1999. С. 6. 3 Девис P. X. С. Нормандцы и их мифы. Лондон, 1976. С. 103. 17 | М урман ская государственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz