История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Нильсен И. П. го содружества периода Средневековья, даже если южная часть Норвегии не входила в состав диоцеза миссии Северного полюса, а оставалась частью шведского апостольского викариата. Это отклонение не было случайностью. Фак тически, столкнувшись с тягостью арктического климата и огромными расстояниями, миссия Се верного полюса постепенно утратила свое аркти ческое измерение и сконцентрировалась на обла стях, в прошлом принадлежавших норвежскому культурному пространству. Она включала и Ис ландию, и здесь для католиков было важно найти область национального соприкосновения. Когда Джунковский обосновался в Альте, он привез с собой шестерых помощников, один из которых, Олафур Гуннлаугссон, был студентом-исландцем. Его формальное обращение в католическую веру произошло именно в Альте, и вскоре Гуннлауг ссон стал правой рукой Джунковского во всем, что касалось организации и стратегии миссии. Джунковский связывал с Исландией большие надежды. Он стал членом Исландского литературного общества, председатель кото рого, Йон Сигурдссон, являлся лидером исландского движения за независи мость. Вместе с Гуннлаугссоном Джунковский пытался приобрести друзей в среде членов Исландского литературного общества, исландских интеллек туалов и студентов в Копенгагене.1 В своей пропаганде на норвежской почве католики взывали к периоду великодержавия Норвегии в эпоху Средних веков, к древним кафедральным соборам и святому Олафу, который утвердил христианство в стране в XI в. В Альте Джунковский обустроил небольшую библиотеку древненорвеж ской литературы, а главное здание миссии стало именоваться «Гаванью свя того Олафа». Таким образом, впервые со времен Реформации в Альте был сформулирован сознательный норвежский католицизм - усилиями (как это ни странно) русского аристократа и исландского студента. В духе нацио нального романтизма пропаганда миссии Северного полюса подчеркивала, что Католическая Церковь всегда защищала норвежскую культуру и язык от См.: Gudmundsson Gunnar. Kadolskt Trubod a Islandi 1857-1875. Reykjavik, 1987. Георг Андреас Боллер - католиче ский священник в Альте, один из сотрудников С. С. Джунковского 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz