История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Епископ Митрофан (Баданин) Варяги-язычники При всех ужасающих последствиях этих вторжений в Европу язычников Севера норманнов-варягов, надо заметить, что они достаточно терпимо воспринимали и легко усваивали христианскую веру европейских народов, понимая, что в этом духовном единстве гарантия успеха их закрепления на желанных новых землях. Так, если некий Гастинг (IX в.), первый норманн, поселившийся во Франции, как правитель города Шартра «был еще совершенным дикарем» и язычником, то следующий за ним первый реальный правитель Нормандии герцог Роллон (викинг Хрольф Пешеход, + 932 )1уже принял крещение. Но в полной мере истинным христианином стал следующий правитель, сын герцога Роберта (Роллона) I Нормандского, Вильгельм I Длинный Меч (+942). В начале X в. по его воле активно стали возрождаться разоренные и созидаться новые монастыри. Таким образом « с помощью монахов начи­ нает восстанавливаться духовный порядок. Монастыри осыпались дарами и укреплялись, и земля эта вновь пришла к христианству и к миру, а сам гер­ цог готовился оставить земные заботы и закончить свои дни монахом».2 Таким образом пришельцы языческой Скандинавии духовно ассимили­ ровались в завоеванных странах, восприняв христианство активнее, чем их соплеменники, оставшиеся на родном Севере, воспринимали проповедь 1 Прозвище «Пешеход» викинг Хрольф приобрел благодаря своим исполинским размерам. Ни одна лошадь не могла выдержать его веса, и он всегда передвигался пешком. : Дюби Жорж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом /' Пер. с фр. Гинзбург Ю. А. М., 2000. С. 120. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz