История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Нильсен И. П. Семья эскимосов учредив Префектуру Северного полюса. Предложение Министерством пропаганды веры было одобрено, и сам Джунковский был назначен первым префектом.1 Этот бросок на Север произошел в период, когда Католическая Церковь усиливала свою миссионерскую деятельность по всему миру. Католицизм развился в то время в течение ультрамонтанства, т. е. направление, осно­ ванное на убеждении, что Католическая Церковь одна представляет собою истинное христианство. Даже протестантские страны Северной Европы рассматривались как поле миссионерской деятельности папства, и поддан­ ных этих стран следовало обращать в католическую веру.2 Однако в таких странах, как Норвегия, католицизм вступил в острое противоречие с либеральной политической и социальной организацией общества, которая сложилась в XIX в. В противоположность с верой Чаада­ ева в католицизм как потенциальную силу модернизации России, в Норве­ гии римско-католическая церковь выступила как контркультура, воплощав­ шая в себе явственные признаки контрмодернизма, глубоко враждебного национализму и либеральной модели норвежского общества. Джунковский стал первым католическим прелатом, обосновавшимся в Норвегии со времен Реформации, и норвежские власти отреагировали на его появление с подозрительностью и враждебностью. Сначала они попыта­ 1 Russland kommer naermere. Norge ogRussland 1814-2014 / Nielsen Jens Petter (red.). Oslo, 2014. P. 297. 2 Werner Yvonne. Catholic mission and conversion in Scandinavia 11 Scandinavian Journal of History. Vol. 35 (2012). P. 65-85. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz