История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Кузнецов Ю. В. церковно-приходской школе обучалось 26 человек. Грамотных детей было 36 человек и 20 человек обучалось в училищах Министерства народного просвещения. Эти данные свидетельствуют о высоком начальном уровне грамотности и просветительства школы в селе Кандалакша. В школе проводились воскресные чтения, где присутствовали не только учащиеся, но и часть местного населения. Так, « в 1907 г. было проведено 5 чтений, на которых присутствовало 379 человек» [1, л. 11]. В 1906 г. при церковно-приходской школе открыли бесплатную народ­ ную библиотеку. Книги были распределены по 8 отделам: - религиозно-нравственная литература; - история и биография; - словесность; - география и естествознание; - физкультура, гигиена и медицина; - сельское хозяйство; - юридическая; - разная литература. Всего в фонде библиотеки в 1907 г. насчитывалось 384 книги, в основ­ ном полученные из Кемско-Александровского Уездного отделения Епархи­ ального Училищного Совета, приобретено на местные средства 62 книги. Возраст читателей варьировался от 8 до 40 лет. В 1911 г. отмечено 43 читате­ ля, а в1912 г. - 39, при этом дети в возрасте от 8-13 лет составляли половину всех читателей - 17 человек [1, л. 6]. Пользовались спросом книги отделов словесности и истории (в основном посвященные биографии выдающихся деятелей). При проверке работы библиотеки заведующий аудиторий народ­ ных чтений села Кандалакша священник Василий Рябов отмечал: «Ж ела­ тельно усилить библиотеку по отделам словесности - беллетристики и исто­ рии, как наиболее пользующимся спросом читающей публики, а также по гигиене, медицине и промышленности (рыболовству), как книги, полезные для читателей и их внимания» [1, ед. хр. 132]. Проверяющие в своих отчетах отмечали успехи школы: «Заведующий и учительница по мере сил и возможностей старались, чтобы школа в доста­ точной мере выполнила свое скромное назначение быть рассадником перво­ начальной грамотности в народе, просветителем его в религиозном отноше­ нии» [1, л. 21]. Но столь скромные оценочные суждения лишь дополняют для нас истинную картину неоценимого вклада служителей Кандалакшского прихода и учительствующего состава в православное просвещение и форми­ 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz