История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах ского.1Таким образом, святой Александр - внук святого представителя ред­ чайшей в истории династии святых князей. Он был вторым сыном в семье, где было девять детей, и первым князем рода Рюрика, которого назвали Александром, в честь доблестного воина, мученика Александра Фракийского (память 9 июня). Небезынтересно и то, что у князя было одно христианское имя; его предки, в том числе и отец, имели два,2а то и три имени. Св. Александр Невский - одна из тех ярких (и редких) исторических фи­ гур, которые своей деятельностью определяют жизнь народов и государств на века вперед. Но св. Александр интересен еще и тем, что удостоился фено­ менально обширного количества прозвищ, которые получил за свою недол­ гую, но весьма бурную жизнь. В российской истории вровень с ним можно поставить только первого русского самодержца, государя всея Руси Иоанна III, прозванного Великим, Грозным, Державным,3Собирателем4и Правосу- дом (не говоря уж о том прозвище, которого рослый великий князь удосто­ ился от своих врагов под конец жизни, когда стал сильно сутулиться - Гор­ батый). Прозвища св. Александра, прижизненные и посмертные, ярко характе­ ризуют жизнь и деятельность этого замечательного человека. НЕВСКИЙ Это прозвище, связанное с яркой победой над крестоносцами в 1240 г. в устье реки Невы, святой князь получил только в XV в., спустя почти два века после того, как отошел ко Господу.5 Но почему именно это сражение стало поводом к тому прозвищу, с которым св. Александр вошел в историю? Более того, оно стало заменой фамилии, как это произошло с Александром Македонским, Иваном Калитой или Димитрием Донским. Этот феномен, как нам представляется, связан с тем, как восприняли победу в устье р. Невы современники и потомки св. Александра Ярославича. XIII в. стал апокалиптическим временем для православных. В 1204 г. за­ падноевропейские крестоносцы приступом взяли Константинополь (Царь- 1 Сказание о святом благоверном князе Василии Новгородском / / Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв.: в 2 тт. Т. 1. X-XV вв. С. 270. 2 Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М.: Русский путь, 2004. С. 5. 3 Борисов Н. С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М.: Мол. гвардия, 2004. С. 349-350, 354. 4 Россию поднял на дыбы. М.: Мол. гвардия, 1987. Т. 1. С. 566. 5 Горский А. А. Русское Средневековье. М.: Астрель: Олимп, 2010. С. 130. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz