История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Святые и монастыри Русского Севера в литературном и эпистолярном наследии Т. В. Баландина (конец XVIII - начало XIX вв.) на недоразумении. Во-первых, публикация архимандрита Фаддея (Успен­ ского) не содержит нового варианта текста о святом - как уже было сказано, это издание «баландинской» Повести. Во-вторых, Повесть Баландина, не­ смотря на ее устные источники, оформлена именно как агиографическое сочинение: рассказ о Фаддее предваряется «похвальным словом», внеш­ ность святого представлена в духе иконописных подлинников, жизнь и под­ виги блаженного описаны в идеализирующем ключе; как и древние юроди­ вые (Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный и другие), Фаддей подвергается «поношениям», «биению», «оплеванию» со стороны «неистовствующих невежд», он обладает даром пророчества и т. д. В-третьих, «борцом против раскола» святой Фаддей предстает уже в Повести Баландина,1и последующие церковные авторы лишь повторяли этот мотив. Степень отступления «церковных авторов» от первоначально­ го текста Баландина В. В. Ивановым, таким образом, сильно преувеличена. Значение Повести Баландина, несомненно, выходит за рамки только ин­ тересного историко-литературного факта. Без сочинения Баландина - это­ го зафиксированного по законам агиографического жанра предания о мест­ ном юродивом - вряд ли была бы возможна официальная канонизация бла­ женного Фаддея, состоявшаяся 26 октября 2000 г. Остается добавить, что благодаря Баландину Житие Лазаря Муромско­ го и Повесть о Фаддее Петрозаводском стали известны также Ф. Н. Глинке, писателю-декабристу, находившемуся в Петрозаводске в ссылке в 1826- 1830 гг. и использовавшему эти тексты в своих поэтических произведениях.2 Так два персонажа севернорусской агиографии обрели свое место в русской художественной литературе эпохи романтизма. 1 Фаддей, как пишет Баландин в Повести, «не допускал к себе приражаться противомудрствую- щему и разномысленному учению сект» (БАН, собрание текущих поступлений, № 610, л. 71 об.). В этом месте в рукописи стоит знак сноски; на нижнем поле в примечании к этим словам Баландин отсылает читателя к своей статье о старообрядцах, переписанной в той же рукописи вслед за Повестью о Фаддее на л. 87 об.-89 об. «Сектами», таким образом, Баландин называет старообрядческие толки. 2 См.: Пашков А. М. 1) Горнозаводское краеведение Карелии. С. 39-42; 2) «Житие Лазаря Му­ ромского» как сюжетный источник поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия» / / Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 2014. Вып. 12: Евангельский текст в русской литературе XII-XXI веков: цитата, реминис­ ценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 9. С. 112-123. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz