История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Пигин А. В. Основные различия между двумя редакциями заключаются в том, что в текст 1818 г. Баландин добавил «Предуведомление» (т. е. предисловие), «Похва­ лу... блаженным Христа ради юродивым», небольшой фрагмент из «Бесед», заменил имя священника, исповедовавшего Фаддея перед смертью (Афана­ сия - на Никиту Ульянова), несколько расширил заключительную часть о по­ смертном почитании Фаддея панихидами и о посвященной ему часовне. В «Предуведомлении» к Повести Баландин отметил, что сведения о Фаддее он почерпнул еще в детстве от «древних почтенных» «старцев», которые приходили в гости к его деду и отцу и рассказывали о прошлом Петровского завода.1Редакция 1818 г. была опубликована в несколько сокращенном виде архимандритом Фаддеем (Успенским) в 1904 г. по рукописи, принадлежав­ шей жителю Петрозаводска М. Н. Пикину.2 В 1980-е-1990-е гг. петрозаводский филолог В. В. Иванов посвятил исто­ рии блаженного Фаддея несколько публикаций.3 Исследователя интересо­ вали вопрос о степени соответствия подвига Фаддея средневековому агио­ графическому канону в изображении юродивых Христа ради и сугубо лите­ ратуроведческая проблема соотношения разных вариантов и редакций жиз­ неописания этого петрозаводского святого. Как справедливо отметил В. В. Иванов, именно Баландину принадлежит заслуга первой фиксации пре­ дания о Фаддее, однако исследователь полагал, что история этого святого была запечатлена Баландиным только в «Беседах» - «Повесть о достодив­ ном и блаженном Фаддее» осталась ему неизвестна. Это привело к некото­ рым ошибкам в выводах исследователя, которые пришло время исправить. Основное отличие «фольклорной» версии предания о Фаддее, зафикси­ рованной Баландиным, от последующих «агиографических», созданных церковными деятелями XIX - начала XX в. (епископом Игнатием (Семено­ вым), протоиереем А. Ивановым, архимандритом Фаддеем (Успенским), архимандритом Никодимом (Кононовым) и другими), В. В. Иванов усма­ тривает в том, что в церковных сочинениях появляется новый мотив - юро­ дивый изображается здесь «борцом против раскола».4Этот вывод основан 1 Там же. Л. 64-65 об. 2 См.: Фаддей, архим. Местночтимый подвижник блаженный Фаддей / / Олонецкие епархиаль­ ные ведомости. 1904. № 14-15. С. 415-421, 450-456. Иванов В. В. 1) Фарисей или святой? К истории образа «святого» - петрозаводского юродиво­ го Фаддея / / Православие в Карелии: история и современность. Петрозаводск, 1987. С. 85-96; 2) Безоб­ разие красоты: Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993. С. 119-139 (Приложение 1: Срав­ нительный анализ редакций и вариантов жизнеописания петрозаводского юродивого Фаддея). 4 Иванов В. В. Безобразие красоты. С. 128-129. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz