История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Пигин А. В. заводска Баландиных (сверху приписано: «Рышкина». - А. П.) Василия, Мелании, Нестора, Андрея, Феодосии, Ефрема, младенцев Иоанна, Михия, Антония, Венедикта, Анны, Анисии». Вероятно, поминание своего рода было включено в синодик по инициативе Баландина в 1807 г. после сделан ного им богатого вклада (раки и икон). Не исключено, что синодик находился какое-то время в личном распоря жении Баландина, поскольку два последних листа (л. 61 и 62) исписаны его рукой. Эти листы, разного формата, были вложены Баландиным в рукопись также в начале XIX в. (л. 62, судя по всему, был отрезан от нижней части л. 61). Текст на этих листах представляет собой перечень имен для молебна св. Корнилию Палеостровскому « о здравии и спасении» одних (л. 61) и « з а упокой» других (л. 62). Примечательно, что в эти списки Баландин включил среди прочих имена своих высокопоставленных благодетелей, с не которыми из которых состоял в переписке: « з а упокой» - митрополита Новгородского Гавриила (ум. 26.01.1801), а « о здравии» - митрополита Новгородского Амвросия, епископа Старорусского Евгения, епископа Ка лужского Феофилакта, архимандрита Александро-Свирского монастыря Иосифа и других. В перечне имен « о здравии» читается и его собственное имя - Тихон, а « з а упокой» - имена его покойных родителей Василия и Ме лании, которые записаны рядом и в основной части синодика на л. 37.1 Баландину принадлежит также немалая заслуга в деле разыскания и со бирания материалов о свв. Лазаре Муромском и Фаддее Петрозаводском. Поскольку эти темы уже получили освещение в работах наших предше ственниках (В. В. Иванова и А. М. Пашкова), кратко остановимся лишь на некоторых аспектах. Житие Лазаря Муромского, основателя Успенского монастыря на о. Муч (Муром) на восточном берегу Онежского озера (XIV в.), было впервые опубликовано в 1813 г. в 5-й части известного многотомного сочинения «История российской иерархии» (1807 -1815).2На титульном листе изда ния в качестве автора указано имя епископа Амвросия (Орнатского), одна- 1 Подробнее о контактах Баландина с Палеостровом см. в наших работах: Пигин А. В. 1) Пале- островский монастырь в конце XVIII - начале XIX века (по материалам эпистолярного и литературного наследия Т. В. Баландина) / / Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле. Материалы Всероссийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи (3-5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи). Петрозаводск, 2015. С. 103-113; 2) «Древней шая в севере состоящая» обитель: Т. В. Баландин и Палеостровский монастырь (конец XVIII - начало XIX в.) / / Вестник церковной истории. 2015. № 1-2 (в печати) (здесь же публикация писем Баландина, в которых идет речь о Палеострове). 2 Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 114-130. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz