История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Святые н монастыри Русского Севера в литературном и эпистолярном наследии Т. В. Баландина (конец XVIII - начало XIX вв.) всем украшением и святыми образами была доставлена в монастырь в январе 1807 г. и по повелению новгородского митрополита Амвросия «при отслу- жении молебна пр[еподобному] Корнилию чюд[отворцу] с водоосвящени ем поставлена в церкви над опочивающими его под спудом с[вятыми] мощами».1На изготовление раки и написание икон Баландиным было по трачено 689 рублей 35 копеек. Дарил он монастырю и книги, среди них - ру копись « в кожаном переплете ветхом о толковании иностранных речей».2 Интерес к истории обители, ее «местоположению» и «владениям» по лучил воплощение в принадлежащей перу Баландина «Повести о Пале- островском монастыре». Составление описания обители - вероятно, пре жде всего статистического - являлось первоначально частью послушания Баландина, которое он нес по благословению митрополита Гавриила в 1798-1799 гг. Баландин несколько раз перерабатывал свое сочинение о Палеостровском монастыре, всякий раз дополняя его новыми материала ми. В письмах к митрополиту Амвросию он упоминает «краткую», «п о полнительную» и «дополнительную и изъяснительную» «палеостровские повести». Автор настойчиво добивался признания своих трудов со сторо ны новгородского владыки, а потому отправлял ему поочередно каждый но вый вариант (1805 и 1809 гг.). Эти сочинения были приняты митрополитом благосклонно. По распоряжению Амвросия труды Баландина были отосла ны в Палеостровский монастырь на хранение, « к служащей к обительской пользе на будущыя времена».3 «П ольза» должна была заключаться в том, что Баландин изложил в повести и свой проект возрождения обители, «чем оную возможно в первобытное благосостояние и положение вознести».4 Дополнительные детали к истории пребывания Баландина на Палео- строве дает Палеостровский синодик, хранящийся в наши дни в Древлехра нилище им. В. И. Малышева ИРЛИ РАН (ОП. 23, № 53).5Рукопись форма том в 4°, на 62 листах, принадлежит к типу синодиков-помянников; ранняя ее часть датируется первой половиной XVII в., а поздние записи относятся к началу XIX в. На л. 37 здесь записан род Баландиных: «Род города Петро 1 ОПИ ГИМ, ф. 450, on. 1, д. 681, л. 28 об. 2 НАРК, ф. 65, on. 1, д. 1/7, л. 24 об. 3 ОПИ ГИМ, ф. 450, on. 1, д. 681, л. 31 об. 4 Там же. Л. 114. 5 Обстоятельное источниковедческое исследование этого памятника принадлежит Е. Д. Сусло вой (см.: Суслова Е. Д. Палеостровский монастырь и локальное сообщество в раннее новое время (по за писям синодика и актам приказного делопроизводства) / / Вестник Тверского государственного универ ситета. Серия «И стория». 2013. Вып. 4. С. 44-61). 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz