История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Святые н монастыри Русского Севера в литературном и эпистолярном наследии Т. В. Баландина (конец XVIII - начало XIX вв.) благовозрению соблаговолили оную по старонаречному содержанию кому препоручить некоторый темныя места и неудобопонятный слова поправить для луч[ш]аго вразумления пояснее и выдать в печать. Въпрочем, все сие предоставляю на Ваше благоразсуждение».' Книгу митрополит получил, но издавать ее он посчитал, вероятно, нецелесообразным.2 Еще более прочные связи установились у Баландина с Палеостровским Рождества Богородицы монастырем на Онежском озере, основанным в конце XIV - начале XV в. св. Корнилием Палеостровским. Интерес и любовь Балан дина к этому монастырю выразились в том, что он попытался собрать истори ческие сведения о нем, делал вклады в обитель, помогал палеостровской бра тии в хозяйственных вопросах и именно здесь хотел принять постриг. Палеостров, как и Соловки, Баландин впервые посетил в 1779 г., а в 1798 г. просил митрополита Гавриила благословить его войти в число братии этой обители. По резолюции новгородского владыки, Баландин был принят в обитель послушником - до вступления «н а совершенное житие», но провел в ней всего лишь год (с осени 1798 по осень 1799 г.). Позднее Баландин несколько раз возвращался на Палеостров, но монахом так и не стал, поскольку этому помешал целый ряд обстоятельств: слабое здоровье, конфликты с палеостровскими настоятелями, а главное - невозможность «развязать» семейный «у зел » (Баландин был женат). Тем не менее, за долгие годы контактов с Палеостровом Баландин сумел сделать очень много как для хозяйства монастыря,3так и для его духовной жизни. Предметом неустанных забот Баландина являлись прославление св. Корнилия Палеостровского и «незабвенная память» о нем. В 1805 г. он отправил митрополиту Амвросию список церковной службы святому и свое письмо (датировано 6 сентября 1805 г.), в котором просил владыку испра вить в тексте службы ошибки, вкравшиеся «о т случившихся переписок», и отдать ее «н а монастырской щет в тиснение». Издание службы будет спо собствовать, по его мнению, повсеместному распространению славы свято- 1 ОПИ ГИМ, ф. 450, on. 1, д. 681, л. 131 об.-132. 2 Несколько ранее, тоже по рекомендации Баландина, митрополит Амвросий благословил к пе чати сочинение Сильвестра (Строгородского) (1722-1802), настоятеля Новоиерусалимского Воскре сенского монастыря, впоследствии епископа Крутицкого, «Сокращенный правила монашескаго жития» (СПб.: При Святейшем правительствующем Синоде, 1805). 3 В 1798-1799 гг., обладая соответствующими полномочиями, Баландин попытался привести в порядок монастырские доходы, обновил иконы, улучшил землепашество, возобновил пристань, присту пил к строительству разных зданий, для чего начал производство кирпича из местной глины (см.: Бар сов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае. М., 1868. С. 40-41). 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz