История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Пигин А. В. В течение почти трех десятилетий, с 1779 по 1807 гг., Баландин совершил целый ряд паломни ческих поездок по монастырям, многие из кото рых описал в своем сочинении «Сокращенное повествование о путепродолжениях... в разныя монастыри».1 Он побывал во многих обителях центральной, северной и южной России, на Украи не и в Крыму, но особенно близки его сердцу были Соловки и Палеостров, куда он возвращался неод нократно. Соловецкий Спасо-Преображенский мона стырь (XV в.) Баландин посетил по меньшей мере семь раз. В «Сокращенном повествовании о пу тепродолжениях...» он оставил воспоминания обо всех архимандритах, управлявших обителью в конце XVIII - начале XIX в.: Иерониме (1777-1793), Герасиме (Иони- не) (1793-1796) и Ионе II (1796-1805). В 1794-1795 гг. Баландин прожил в монастыре целый год «п о обещанию», предоставив соловецкому насто ятелю Герасиму рекомендательное письмо от новгородского митрополита Гавриила (Петрова). По-видимому, уже в те годы он задумывался о постри ге. На Соловках, а позднее на Палеострове, Баландин изучал монастырские документы, новгородские грамоты, на которые ссылался в дальнейшем в своих исторических сочинениях. Так, утверждение о принадлежности земель Обонежья в древности Великому Новгороду Баландин подкрепил следующим аргументом: «Вывел я сие по многократным моим в оных (на Соловках и Палеострове. - А. П.) бытиям из видимых и читанны[х] мною подлинных грамот».2 Судя по «аттестату», который был выдан Баланди ну архимандритом Герасимом по окончании его пребывания на Соловках (22 мая 1795 г.), петрозаводский богомолец выполнял какие-то поручения настоятеля: « . . . в продолжение его пребывания по обещанию в Соловец кой обители на обыкновенное церковное славословие Божие по прилеж ности своей ходил с христианским благоговением и благочестием; да сверх же сего и возложенныя на него монастырския должности, как писменную, 1 Сочинение известно в автографе Баландина: ОПИ ГИМ, ф. 450, on. 1, д. 681, л. 62 об.-74 (сбор ник сочинений и писем Баландина). 2 Баландин Т. В. «Историческое краткое сведение» о городе Олонце. БАН, собрание текущих поступлений, № 610, л. 7 (автограф, сочинение 1824-1825 гг.). Фаддей Петрозаводский. 2002 г. Храм Александра Невского в Петрозаводске 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz