История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Проходцев М. С. по-видимому, начинается со времени пребывания будущего архиепископа Новгородского Евфимия II на игуменском посту Лисицкой обители.1 В 1429 г. Евфимий прямо из монастыря был избран новгородским архи­ епископом и развернул бурную литературную деятельность. « По его ини­ циативе около 1432 г. при владычном дворе был составлен новый летопис­ ный свод - «Софийский временник». Евфимий, как главный наблюдатель за составлением свода, приступая к нему, должен был хорошо знать летописи. Годы его пребывания в Лисицком монастыре можно считать временем, ког­ да он ознакомился с летописями».2 Лисицкий монастырь не принадлежал к числу богатых монастырей. Не выделяясь в хозяйственном отношении, монастырь играл значительную роль в культурной жизни Новгорода как один из центров книгописания и летописания.3 Благодаря связям со Святой Горой лисицкие книжники стали «п рово ­ дниками» византийского и южнославянского влияния. На протяжении бо­ лее долгого времени маленький новгородский монастырь был своего рода «духовной академией», которая готовила крупных церковных деятелей, та­ ких как Арсений Коневский, епископ Иларион, архимандрит Варлаам, архи­ епископ Евфимий II. На примере Лисицкого монастыря мы видим, как русская книжность возникла и развивалась на основе преемственности традиций византийской и греческой культуры. «Хожения на Афон» практиковались даже в небольших северных мона­ стырях, таких как Лисицкий. Как писатели, так и писцы могли свободно пе­ реезжать из одного скриптория в другой. Поэтому-то русской культуре от начала ее возникновения и особенно в период становления Русского Право­ славного царства никогда не была свойственна такая черта, как провинци­ альность. Это поддерживалось еще и тем, что русская Церковь была едина на всей огромной территории от Киева до Казани, от Новгорода до Москвы, даже и в период феодальной раздробленности и во времена татаро-монгольского нашествия. Так, игумен Лисицого монастыря Иларион, совершив паломни­ чество на Афон, в 1396 г. стал архимандритом московского Симонова мо­ настыря, а по зж е - епископом Коломенским. 1 См. там же. г Семенов А. И. Лисицкий монастырь - пригородный центр Новгородского книгописания. С. 373. См. там же. С. 373. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz