История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Проходцев М. С. по-видимому, начинается со времени пребывания будущего архиепископа Новгородского Евфимия II на игуменском посту Лисицкой обители.1 В 1429 г. Евфимий прямо из монастыря был избран новгородским архи епископом и развернул бурную литературную деятельность. « По его ини циативе около 1432 г. при владычном дворе был составлен новый летопис ный свод - «Софийский временник». Евфимий, как главный наблюдатель за составлением свода, приступая к нему, должен был хорошо знать летописи. Годы его пребывания в Лисицком монастыре можно считать временем, ког да он ознакомился с летописями».2 Лисицкий монастырь не принадлежал к числу богатых монастырей. Не выделяясь в хозяйственном отношении, монастырь играл значительную роль в культурной жизни Новгорода как один из центров книгописания и летописания.3 Благодаря связям со Святой Горой лисицкие книжники стали «п рово дниками» византийского и южнославянского влияния. На протяжении бо лее долгого времени маленький новгородский монастырь был своего рода «духовной академией», которая готовила крупных церковных деятелей, та ких как Арсений Коневский, епископ Иларион, архимандрит Варлаам, архи епископ Евфимий II. На примере Лисицкого монастыря мы видим, как русская книжность возникла и развивалась на основе преемственности традиций византийской и греческой культуры. «Хожения на Афон» практиковались даже в небольших северных мона стырях, таких как Лисицкий. Как писатели, так и писцы могли свободно пе реезжать из одного скриптория в другой. Поэтому-то русской культуре от начала ее возникновения и особенно в период становления Русского Право славного царства никогда не была свойственна такая черта, как провинци альность. Это поддерживалось еще и тем, что русская Церковь была едина на всей огромной территории от Киева до Казани, от Новгорода до Москвы, даже и в период феодальной раздробленности и во времена татаро-монгольского нашествия. Так, игумен Лисицого монастыря Иларион, совершив паломни чество на Афон, в 1396 г. стал архимандритом московского Симонова мо настыря, а по зж е - епископом Коломенским. 1 См. там же. г Семенов А. И. Лисицкий монастырь - пригородный центр Новгородского книгописания. С. 373. См. там же. С. 373. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz