История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Лисицкий Богородицкий монастырь и его роль в развитии новгородской книжности XV-XV1 вв. Схематичное изображение Новгорода. XVI в. Лисицкий монастырь был крупным новгородским центром книгописа- ния в конце XIV - первой половине XV в., и особенно активно в обители за нимались переписыванием святоотеческой литературы, что не удивительно, ведь игумен монастыря и другие лисицкие книжники имели связи со Афо ном. Известно, что в конце XVI в. игуменом Лисицкого монастыря Иларио- ном со Святой Горы в обитель была доставлены книги «Тактика Никона Черногорского» и «Устав монастырский». «П о распоряжению архиепи скопа Иоанна в 1397 г. книга была переписана лисицкими иноками для сво его монастыря».1 В 1400 и 1401 г. монахами Лисицкого монастыря были переписаны «И з борник», который включал в себя поучения Ефрема Сирина и поучения Исаака Сирина. В 1496 г., накануне объединения всех книг Священного Пи сания в один свод (Геннадиевская Библия), в Лисицком монастыре было на писано Евангелие-Апракос. По этим немногочисленным данным можно су дить о том, что на протяжении всего XV в. книгописание в монастыре не прекращалось. А. И. Семенов предполагает, что в первые десятилетия свое го существования монастырь скопил некоторое количество переводной ли тературы.2 1 Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.). Изд. 2. СПб., 1882. Стлб. 283. : См.: Семенов А. И. Лисицкий монастырь - пригородный центр Новгородского книгописа- ния / / Труды Отдела древнерусской литературы. XVII. С. 369. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz