История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Проходцев М. С. Д. С. Лихачев отметил, что кольцо обступивших город монастырей не только образовывало «редкий по красоте архитектурного ритма хоровод строений», но и «архитектурно организовывало < . .. > окружающую Нов город страну, делало Новгород органической, но вместе с тем и господ ствующей частью Новгородской области». «Новгород как город, - п и с а л Д. С. Лихачев, - к а к бы оказывался в центре еще более грандиозного ар хитектурного замысла».1 На территории существовавшей до 1478 г. Новгородской республики было не менее 130 монастырей.2Среди средневековых монастырских би блиотек, дошедших до наших дней в виде единых комплексов (рукописных собраний), как ни странно, практически не представлены те из них, кото рые происходят из обширных земель Великого Новгорода. В Новгород ской республике было множество обителей, но их книжные собрания ока зались распыленными по различным хранилищам и коллекциям и в виде более или менее целостных и представительных комплексов до нового времени не дошли. Некоторые из монастырей Великого Новгорода не оставили после себя почти никаких следов в письменных источниках, кроме описаний в Писцовых книгах или беглого упоминания в летописях. Другие являлись важными религиозными, культурными, экономическими и даже политическими центрами.3 Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе, основан ный в XIV в., был одним из таких центров. Летописание в нем развилось с первых лет его существования. Первое летописное упоминание о нем да тируется 1389 г., причем имя основателя монастыря осталось неизвестным. Также неузнанными остались имена лисицких подвижников. До нашего времени не дошло практически никакой информации о со бытиях, связанных с монастырем. Впрочем, тех данных, что удалось собрать исследователям об этом монастыре, вполне достаточно, чтобы сформиро вать представление о нем как о центре древнерусской книжности, имевшем определенное значение для северной Руси. При этом значение и роль оби тели в истории древнего Новгорода раскрывается постепенно, по мере ра боты в библиотеках и архивах при изучении средневековых рукописных книг и содержащихся в них записей. 1 Лихачев Д. С. Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода XI-XVII вв. М., 1959. С. 8-9. 2 Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики. С. 4. 3 Там же. С. 6. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz