История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Лисицкий Богородицкий монастырь и его роль в развитии новгородской книжности XV-XVI вв. Древнейшие свидетельства возникновения письменной традиции на Руси относятся в основном к Новгороду и той территории формирования древнерусской государственности, которая была определена В. Т. Пашуто, а вслед за ним и рядом других исследователей понятием «Верхняя Русь», или «Северная Русь».1 С первых же десятилетий после официального утверждения христиан ства в Новгороде, по-видимому, начинается интенсивная книжная деятель ность писцов и развивается письменная культура. Хотя, как отмечает Н. Н. Розов, «источники не сохранили сведений об организации в Новгоро де массовой переписки книг... однако сохранившиеся книги новгородского происхождения, начиная с древнейших, достаточно убедительно свидетель ствуют о раннем и широком развитии книжного дела в Новгороде»2. Летописные известия, данные нумизматики и эпиграфики, археологи ческие свидетельства позволяют говорить о Новгороде уже с XI и начала XII вв. как о крупном центре древнерусской письменной культуры.' И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал мон гольского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нас древнерусских книг XI-XIV вв. более половины приходится на долю Новго рода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная руко пись - знаменитое «Остромирово Евангелие», в 294 листа большого фор мата, написанное на пергаменте крупным уставом и украшенное высокоху дожественными миниатюрами и заставками. Особую текстологическую ценность представляют литургические, богослужебные тексты, цитаты Ветхого и Нового Заветов, Псалтири и других источников, не только канонического, но и апокрифического ха рактера. Владение христианско-книжной традицией обнаруживается во многих текстах.4 тры Новгородской республики / / Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри / Россий ская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 3-123. 1 Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы/ / Скандинавский сб. Таллинн, 1970. Вып. 15. С. 53; Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги: новый этап изучения/ / Вести. АГГУ. Сер. 2. Л., 1987. Вып. 3. С. 16. 2 Розов Н. Н. Несколько слов о библиотеке Новгородского Софийского собора / / Древне русское искусство: Рукописная книга. М., 1983. С. 248. ' Рождественская Т. В. Развитие грамотности и книжной культуры в Новгороде (по данным эпи графики) / / Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб.: Наука, 1991. С. 17. 4 Там же. С. 26. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz