История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Миссия иероинока Илии на Крайнем Севере в 1532-1534 гг. ру «скверные мольбища разоряти и истребляти, и огнем жещи, а христи- ян тех мест наказовати и иоучати на благочестие истинныя иравославныя Христовой веры, и о целомудрии и правде, и о чистоте душевней и телесной, и о брачном и девственном пребывании».1 Были вскрыты и новые виды уклонения в языческие обычаи « в Чюдской земле, замужние жены и вдовы головы бреют, старые и молодые, а покров на главах и одежду носят подобно мертвечьим одежам». Владыка повелел «п о учать их по Божественному Писанию, чтобы жены все, молодые и старые, влас глав своих никак не брили и не остригали, от девства и до скончания житья своего, а девицы бы ходили замуж власы главы своея отрастив, и за мужем бы покрывали главы своя, и одежду носили яко же христианам лепо, ибо в том их безчинии великое поругание женскому полу». Владыка Феодосий «повелел своим детям боярским, Федке Прокофьеву и Сенке Мартьянову, изо всякого погоста арбуев человека по два, а из Чуд ской земли из погоста жонки так же по две или по три, которые бриты, перед архиепископа в Великий Новгород поставить».2 1 Грамота новгородского архиепископа Феодосия. 8 июня 1548 г... С. 69. 2 Там же. С. 71. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz