История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Епископ Митрофан (Баданин) ную Его помощь. Позже архиепископ Новгородский Феодосий, укоряя ка­ рельских священников за нерешительность, приводил в пример действия старца Илии при уничтожении у чуди, води и ижоры пережитков языческой веры. «Мужи и жены» тех народов, пребывая в той прелести бесовской, «н е смели даже прикоснуться, а не то чтобы разорить те скверные мольби­ щ а». И для этого страха были вполне реальные основания: «поне же моль­ бища оные дияволом блюдомы были, аще кто их прежде сего касался, то ди- явол» тех смельчаков «сокрушал и смерти их предавал - так в них сила вра- жия действовала». Когда же «пришел священник и, священною водою окропив, молитву сотворил, они со страхом и трепетом прикасались своих мольбищ и ничем же не повреждаемы были».1Более того,, еще до прихода Илии «малые дети их, четырех лет, трехи меньше, едва на ногах ходить уме­ ющие, сами ходили на те их мольбища и старались их разорить». Это чудо произвело на бывших язычников сильнейшее впечатление, и они «слово Бо- жие с радостию прияли и ту прелесть свою прокляли, а прежде сего всякие пакости священнику делали».2 Карамзин указывает, что иеромонах Илия начал свою миссионерскою деятельность при царе Василии III (1479-1533), и к этому факту активно апеллировали в дипломатических спорах с Данией. Так, «знатный дворянин Ржевский и дьяк Дмитриев в Копенгагене для разрешения старых, беско­ нечных споров о Кольских и Варгавских пустынях, доказывали, что она (Ла­ пландия), без сомнения, наша, ибо еще в царствование Василия Иоанновича новогородский священник Илия крестил ее диких жителей».3 То есть описанные нами выше освящения церквей на Крайнем Севере в Кандалакше в 1526 и в Коле в 1531 г. были совершены именно иеромона­ хом Илией. Позже, спустя и 10 и 15 лет, новгородский архиепископ был вынужден вновь возвращаться к этой работе по искоренению рецидивов язычества, дабы «прелесть кумирскую и скверные мольбища разорити». В 1548 г. священник новгородского Софийского собора Никифор повторяет опыт священноинока Илии и так же с двумя помощниками «боярскими детьми» направляется в Водскую пятину для обращения жителей, уклонившихся в язычество. Владыка Феодосий Новгородский повелевает отцу Никифо­ 1 Там же. 2 Грамота Новгородскаго архиепископа Феодосия в Корелу. 15 января 1543 г. Кочкуркина С. И., Спиридонов А. М., Джаксон Т. Н. Указ. соч. С. 67. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 тт. СПб., 1816-1829. Т. XI. Гл. I. С. 212. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz