История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Епископ Митрофан (Баданин) Тексты посланий святителя Макария, а позже и его приемника на Нов­ городской кафедре владыки Феодосия показывают, что северные миссионе­ ры в своей деятельности вплотную столкнулись со значительным сопротив­ лением. Безусловно, существовали особые «географические и историко-эт­ нографические причины стойкого долговременного господства двоеверных понятий на финском северо-востоке, где христианство распространялось среди финских племен вместе со славяно-русской колонизацией».1 Путешествие священноиноков Илии и Феодорита 1532-1533 гг. показа­ ло, что если «п о всей Русской земле скверные мольбища разорены были, то в Чуди, и в Ижоре, и в Кореле, и до Каянских немец рубежа, и около Пелей- ского озера [озеро Пель в Онежском уезде. - е. М.] и до Лексы реки [или Лекшы, впадает в Белое море. - е. М.] до Лопи до дикия»2вскрылись много­ численные факты духовного неблагополучия и не только в виде, так называ­ емого, «двоеверия» но прямых рецидивов тяжелого язычества у ранее кре­ щенных северных народов. В докладе 1534 г. царю Иоанну Васильевичу «О прелести кумирской... » говорится: « в тех местах прельщаемы челове­ ки от невидимаго врага диавола, являясь по званию христианами, обычиев держатся от древних прародителей... Слышахом, что втайне детей своих в жертву закалают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать... » 3 Также было отмечено, что новокрещенные народы Севера пытаются приспособить новую официальную религию государства к своим традици­ онным языческим духовным ценностям и служениям, которые «н е могли бесследно погибнуть в сознании народа». Поскольку «этого можно было достигнуть только долгим путем перевоспитания народа по христианским началам. В истории слияния обеих вер первою степенью была замена внеш­ ней стороны верования христианскими формами, в которые таким образом облеклось содержание древней языческой религии. Порой предметы и лич­ ности языческого поклонения, не теряя своего прежнего значения, получи­ ли христианские названия».4 «Мертвых своих они кладут в селах по курга­ нам и по холомищам с теми ж арбуями, а к церквам на погосты тех своих 1 Щапов А. П. Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире / / Православный собеседник. Казань, 1861. Ч. 1-3. С. 270-271. Летописный отрывок «В лето 7042... » / / ПСРЛ. Псковская вторая и Софийская первая лето­ писи. Прибавления. СПб., 1851. Т. 5. С. 73. 3 Летописный отрывок: « В лето 7042-го...» . Насонов А. Псковские летописи. С. 143. 4 Костомаров Н. О борьбе христианства с язычеством в России / / Православный собеседник. Казань, 1865. Т. 2. С. 257. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz