История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Епископ Митрофан (Баданин) шеское имя, старались учитывать первую букву мирского имени. Например, Феодор - Феодорит, Василий - Варлаам и т. п.1Так что, скорее всего, здесь речь может идти о брате боярина Василия Тучкова - Иване Тучкове. В поль­ зу того, что братья Тучковы входили в особый круг высокообразованных, передовых людей своего времени и хорошо знали Феодорита Кольского, го­ ворит тот факт, что их сестра Мария Михайловна Тучкова была матерью князя Андрея Курбского, преданнейшего духовного чада старца. Возможно, упомянутые выше агиографические произведения были плодом совместно­ го творчества братьев Тучковых, что привело к таким историческим пере­ плетениям. Если это так, то иеромонах Илия (Тучков) по строгости мона­ шеских традиций не позволял брату афишировать свое участие в создании этих произведений. Таким образом, все похвальные панегирики того време­ ни доставались брату: «како не удивимся Божия благодати, сей храбрый воин, преждеписанный Василей, светлое око и селика [столько] разумия от Господа сподобился!»2 Самое первое упоминание «иероинока именем Илия» мы находим именно в Житии Трифона Печенгского, когда на Печенге в 1532 г. была «Живоначальныя Троицы построена церковь, и ту святую церковь иеро- инок Илия освятил».' Это был тот случай, как пишет летописец, когда «архиепископ Макарей, по государеву слову послал своего собора попа с дьяконом» к «лоплянам с Мурманского моря». То есть именно подвижническая деятельность пре­ подобного Феодорита, затронувшая нехоженые ранее земли и самые даль­ ние уголки Кольского Севера, пробудила всплеск этой миссионерской ак­ тивности. В том путешествии «до лопи дикой» священноинок Илия вместе с дьяконом Феодоритом по ходу движения на Север собрали крайне важный материал о положении дел в инородческих северных областях Новгород­ ской епархии (Чудской, Ижорской, Карельской). Позже эта тревожная информация была доложена архиепископу Новго­ родскому Макарию. Так после их возвращения с Крайнего Севера появилась написанная Макарием с соизволения Государя окружная грамота от 25 мар­ та 1534 г. о духовном неблагополучии в северных новгородских пределах. 1 Что касается мирского имени Митрофан и имени Трифон в постриге, то следует учитывать, что в те времена полным именем величались лишь очень уважаемые, именитые люди. В простом народе имена чаше всего имели «уничиженную» форму: Васюк, Сашук, Федко, Митя. В случае Митрофана - Троша. 2 ПСРЛ. Софийские летописи. СПб., 1853. Т. 6. С. 301. 3 Житие прп. Трифона. С. 102. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz