История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Епископ Митрофан (Баданин) шеское имя, старались учитывать первую букву мирского имени. Например, Феодор - Феодорит, Василий - Варлаам и т. п.1Так что, скорее всего, здесь речь может идти о брате боярина Василия Тучкова - Иване Тучкове. В поль зу того, что братья Тучковы входили в особый круг высокообразованных, передовых людей своего времени и хорошо знали Феодорита Кольского, го ворит тот факт, что их сестра Мария Михайловна Тучкова была матерью князя Андрея Курбского, преданнейшего духовного чада старца. Возможно, упомянутые выше агиографические произведения были плодом совместно го творчества братьев Тучковых, что привело к таким историческим пере плетениям. Если это так, то иеромонах Илия (Тучков) по строгости мона шеских традиций не позволял брату афишировать свое участие в создании этих произведений. Таким образом, все похвальные панегирики того време ни доставались брату: «како не удивимся Божия благодати, сей храбрый воин, преждеписанный Василей, светлое око и селика [столько] разумия от Господа сподобился!»2 Самое первое упоминание «иероинока именем Илия» мы находим именно в Житии Трифона Печенгского, когда на Печенге в 1532 г. была «Живоначальныя Троицы построена церковь, и ту святую церковь иеро- инок Илия освятил».' Это был тот случай, как пишет летописец, когда «архиепископ Макарей, по государеву слову послал своего собора попа с дьяконом» к «лоплянам с Мурманского моря». То есть именно подвижническая деятельность пре подобного Феодорита, затронувшая нехоженые ранее земли и самые даль ние уголки Кольского Севера, пробудила всплеск этой миссионерской ак тивности. В том путешествии «до лопи дикой» священноинок Илия вместе с дьяконом Феодоритом по ходу движения на Север собрали крайне важный материал о положении дел в инородческих северных областях Новгород ской епархии (Чудской, Ижорской, Карельской). Позже эта тревожная информация была доложена архиепископу Новго родскому Макарию. Так после их возвращения с Крайнего Севера появилась написанная Макарием с соизволения Государя окружная грамота от 25 мар та 1534 г. о духовном неблагополучии в северных новгородских пределах. 1 Что касается мирского имени Митрофан и имени Трифон в постриге, то следует учитывать, что в те времена полным именем величались лишь очень уважаемые, именитые люди. В простом народе имена чаше всего имели «уничиженную» форму: Васюк, Сашук, Федко, Митя. В случае Митрофана - Троша. 2 ПСРЛ. Софийские летописи. СПб., 1853. Т. 6. С. 301. 3 Житие прп. Трифона. С. 102. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz