История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Миссия иероинока Илии на Крайнем Севере в 1532-1534 гг. ственных литургий) в новоосвященных церквях было отслужено четыре десятка. В этом летописном отрывке еще раз обратим внимание на важную осо бенность просветительской деятельности Русской Церкви в этом сложном, спорном регионе на Севере Европы. Инициатива строительства церквей и внедрения Православия на территории Великой Лапландии должна непре менно исходить от коренного населения. Бить челом великому князю долж ны были сами лопари - «Диколопская земля». Как мы ранее указывали, так же было и в 1526 г., когда «приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и просили антиминса и священников, церковь свящати и просветити их свя тым Крещением». И лишь после этого «Государь велел архиепископу Мака рию послати из Новаграда от соборныя церкви, священника и диакона».1 Крестивший лопарей, освятивший первые церкви на Кольском Севере и постригший в 1532 г. в монахи самого Трифона Печенгского, неизменный спутник Феодорита, иеромонах Илия, безусловно, фигура весьма заметная в истории Церкви XVI в. Личность монаха Илии историки порой были склонны связывать с боярином Василием Михайловичем Тучковым, кото рый в 30-е гг. XVI в. входил в число приближенных к великому князю Васи лию III. Образованность и литературные способности Тучкова хорошо вид ны в его агиографических произведениях, вошедших в Макарьевские Четьи Минеи.2 Владыка Филарет (Гумилевский) не указывая, правда, источника, пишет, что Тучков «носил в иночестве имя Илии», и отождествляет его с «Ильей пресвитером».3Однако, надо прямо сказать, активная миссионер ская биография иеромонаха Илии никак не совпадает с фабулой мирских деяний боярина Василия. Также и обстоятельства завершения его жизни, когда он был избран быть «дружкой» со стороны невесты на свадьбе царя Иоанна Васильевича, но «Василей им не был за тем, что убился с коня»,4 никак не вяжется с монашеским обликом. Размышляя над этой загадкой, следует вспомнить, что в то время доволь но строго соблюдалась традиция, при которой, выбирая при постриге мона 1 Полное собрание русских летописей. Л., М., 1929. Т. 4 .4 . 1.С. 542. 2 По мнению Владыки Филарета, кроме Жития Михаила Клопского и Канона ему, перу Тучкова принадлежат Житие Георгия Нового, а также одна из редакций Повести о житии Александра Невского и служба Александру Невскому. 3 Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. СПб., 1884. С. 153. 4 Сахаров И. Свадьба царя и великого князя Иоанна IV Васильевича с Анастасиею Романовною Юрьево-Захарьиной в 1547 году / / Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 5-8. С. 48. 121 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz