История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Епископ Митрофан (Баданин) Настоятель владычного домового храма Рож дества Христова иеромонах Илия, прибывший в Колу от владыки Макария в конце 1532 г., ко нечно же, имел все полномочия и обладал всей информацией и о Коле, и о Печенге. Добравший ся в «Филиппов пост», то есть в самую темень и непогоду, иероинок вместе с диаконом и «деть ми боярскими» в ноябре-декабре 1532 г. «по просьбе лоплян с Мурманского берега, с Колы- реки, с Тутоломи (Туломы)», то есть лопарей, Прорись иконы прп. Феодорита подготовленных к крещению Феодоритом Коль- Кольского ским, здесь, на берегу Колы, «церкви Божия свя- щали: Благовещения Святой Богородицы, да Чу дотворца Николу в Филиппов пост, и самих многих лопарей крестиша. . . » 1 Новые подробности этих событий мы можем узнать из недавно обнару женной иной редакции Новгородской летописи:2 «Того же лета [1531] била челом великому князю Диколопская земля, с мурман, сказывают, крестилось их 60 человек в Православную Христову веру. И князь великий прислал в Новгород к архиепископу Макарию, что б архиепископ послал в их землю своего собора священника и дьякона, да у них бы они, приехав служили со рок обедней, да крестили бы их, которые похотят. А нехотящих не нудити. И архиепископ Макарей, по государеву слову послал с ними в их землю сво его собора попа с дьяконом крестити их и уставити у них церковный чин у церквей, а дияки великого князя Яков Васильев сын Шишкин, да Дмитрий Васильев сын Великой, по государеву слову, послаша с ними из государевой казны колокол в полтретя пуда без двадцати гривенок и книги церковные, и иконы, и кресты, и ризы служебные, весь чин церковный, и ругу церковную уставили из великого князя казны».3 Как видно из летописи, помимо освящения двух церквей в Коле и кре щения лопарских семей района Колы и Туломы, только «обедней» (Боже 1 Софийская летопись. Полное собрание русских летописей. Т. 6. СПб., 1863. С. 289. Филиппов (Рождественский) пост - с 28 ноября по 6 января по новому стилю. 2 См.: Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI века из собрания Т. Ф. Большакова / / Новго родский исторический сборник. СПб., 2005. С. 322-383. РГБ. Собр. Большакова Т. Ф. № 333. Л. 122 об., 123. Надо иметь в виду, что год на Руси начинался с 1 сентября и описанное в летописи «установление церковного чина» состоялось уже в наступившем 1532 г. ш 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz