История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Сочинения о хмеле, брани и табаке в севернорусских рукописях XVII-XX вв. Божией Матери Одигитрии «Цесарской» в городе Сольвычегодске (чудо первое);1в Повести о явлении и чудесах Тихвинской иконы Божией Матери в Устюжском уезде;2 а также в различных видениях сибирских крестьян' и духовных стихах.4 Нередко против пороков в этих сочинениях с обличи тельными речами выступает Богородица, являющаяся визионерам в «тон ком сне». Рукописные сочинения, обличающие вышеперечисленные пороки, ста новились иногда источниками уже собственно художественных произведе ний, публиковавшихся в XIX-XX вв. в периодических изданиях. Например, в журнале «Старообрядцы» (1908) опубликован незатейливый аноним ный рассказ «Защита табака», написанный в жанре видения (сна).' Образы и сюжетная линия данного текста насквозь пропитаны аллюзиями на старо обрядческие рукописные сочинения об обличении пороков (особенно на сочинения о Хмеле и Табаке). Герой рассказа путешествует на корабле. В на полненной дымом каюте второго класса он видит растянувшиеся во весь рост белые молодые папиросы, рыжие сигары, трубки, набитые махоркой. Герой в гневе плюнул в «самую сердцевину клубящегося дыма» и услышал грозный голос Табака: «Д а ты понимаешь ли, к то я? Я сам Табак. Я вездесущ, всемогущ, всесилен». Табак говорит, что ему подвластны люди всех сословий, будь то бедняк, богач, вельможа или царь. Люди поклоняются ему, словно Богу, вместо икон теперь держат табак. Далее Табак показывает, как он вре дит людям, как медленно разрушает их здоровье и нервы. Конечная его цель - сделать всех людей сумасшедшими. Речь Табака местами напоминает речь Хмеля из «Повести о Хмеле» (РГБ, собрание Большакова, № 88). На пример, Хмель говорит: «Глаголю тобе неловене, аз бо есть Хмель < ...> аз бо есть силен боле всех плодов земных < ... > руце мои держат всю землю... » , за тем Хмель перечисляет, как именно он овладевает людьми всех сословий и губит их, причиняя вред здоровью душевному и телесному. И Хмель, и Та были, мерзком зелии, еже есть табаце. Два старинные произведения раскольничьей литературы / Изд. Д. Н. Кожанчикова. СПб., 1864. С. 47-75. 1 Власов А. Н. Сказания и повести.... С. 176-180. : Там же. С. 238-240. 3 Ромодановская Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях. (К вопросу о специфике жанра видений) //ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 141-156. 4 Успенский Д. И., Лапшин С. И. Духовные стихи / / Этнографическое обозрение. 1898. № 3. С. 178-183; Тихонов П. Брянский говор. СПб., 1904. С. 255-257; Бессонов П. Калики перехожие. М., 1864. Ч. 2. Вып. 6. С. 97-119; Ржига В. Четыре духовных стиха, записанных от калик Нижегородской и Ко стромской губерний / / Этнографическое обозрение. М., 1907. № 1-2. С. 63-70. 5 Защита табака / / Старообрядцы. 1908. № 4-6. С. 477-479. 117 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz