История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Бабалык М. Г. человеку тайну своего могущества над всеми людскими сословиями, а также говорит о тех пагубах, которые он приносит людям. Пьянство и матерная брань, согласно рассказу Хмеля, неотделимы друг от друга. Пьяницы на столько деградируют, что теряют всякий стыд: «И с тои т у ворот, зябнет и просит пити, а сорома и стыда не имеет, толко имеет во уме своем, как бы ему напит(ъ)ся, а в котором дворе пить ему не дадут, и отойдет о т двора того, изло мыслит на хозяина того, и бранит всякою неподобною бранию... » ’ В сборнике XIX в. (РГБ, собрание Большакова, № 117) в Слове о матер ной брани излагается история о том, как дьявол научил православного хри стианина ругаться матерно, «дабы мучен был с ним проклятым сатаною вку пе в геенне огненней». В этом списке не оспаривается возможность покаяния, но говорится, что в случае, если матерщинника смерть « зас т ан е тъ без по каяния, т о кая ж будетъ лютейшая и злейшая мука вечная с разбойниками, с пианицами и удавлениками в той лютейшей муце, где диаволы режут тела человеческая». По тяжести греха пьянство и сквернословие ставятся в один ряд с разбоем и самоубийством. Часто в анализируемых текстах приводятся имена христианских святых. Так, например, автором «Слова о матерной брани» в некоторых списках называется Иоанн Златоуст, либо более абстрактно - святые отцы. В одной из редакций «С л о в а . . . » о матерной брани беседуют Василий Великий, Гри горий Богослов, Иоан Златоуст и Богородица. Эта редакция сближается с древнерусским памятником «Беседа трех святителей», а также с духовны ми стихами о Василии пьянице, рукописным сочинением «Слово святого Василия Великого о непотребном пьянстве» (ИРЛИ, Вологодское собра ние, № 79, XIX в.) и подобными текстами. Сюжетно-тематическое единство этих памятников находит отражение и в других севернорусских сочинениях, например, в произведении «Вразум ление и в познание истиныя в безверии живущим рабом» (ИРЛИ, Карель ское собрание, № 122 );2в Красноборских чудесах от иконы Нерукотворного образа Спаса (чудо второе, чудо девятое);' в Рассказах о чудесах от иконы 1 Другой список XVII в. этой повести опубликован: Притча о Хмеле / / Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. СПб., I860. Вып. 2. С. 447- 449. : Рукопись 1895 г. Благодарим А. В. Пигина за указание на данный текст. 1 См.: Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегод ско-Северодвинского края XVI-XV111 веков. Тексты и исследования. СПб., 2011. С. 146, 154. Фрагмент чуда 9 встречается в качестве составной части в «Сказании о происхождении табака» (РНБ, собрание Погодина, № 1364). Опубликовано: Повесть о Новгородском белом клобуке и Сказание о хранительном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz