История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Сочинения о хмеле, брани и табаке в севернорусских рукописях XVII-XX вв. Нравоучительный лубок например, сборник «О табаке и омраченном пьянстве» XX в. (ИРЛИ, Усть- Цилемское новое собрание, № 366). Соседство в сборниках, общность тематики способствовали переплете нию текстов, созданию на их основе компиляций. В рукописях встречаются статьи, в которых отдельные сюжеты о пьянстве, матерной брани и табаке сведены в единый текст. В уже процитированной выше рукописи (БАН, 32.16.14) в «Слове о хмельном питии» сообщается, что один из бесов при нес с Аравитских гор некую траву хмель, насадил ее, научил людей варить зелье, и пошла эта пагуба по всей земле, дошла до западных стран, «и к нам прииде в русскую землю», а вместе с пьянством пришла и «злая брань м атер ная на осквернение земли, и воздуху, и всей твари, и затем прииде в рускую зем лю антихристово питие сухое - т а б а к » . В финале разворачивается эсхато логическое повествование, где распространение пороков пьянства, курения и сквернословия на русской земле трактуется как «первая печать антихри стова знамения». В другом варианте этого текста (рукопись XIX в/, ИРЛИ, колл. Евсеева 11) показан генезис пороков: «И потом о т оного (хмеля. - М. Б.) радилось (sic!) брань матерная и еще жразнесеся по всем странам про клятое сухое питие табака и весь мир погибе о т конца и до конца о т востока идо запада о т юга и до севера, после же сих вошло неверие Богу и закону Божию питием, блудом и неправдою». Сборник XVII в. (РГБ, собрание Большакова, № 88) включает «Слово о матерной брани» и «Повесть о Хмеле», связанную с ним. В «Повести о Хмеле» в этом списке рассказывается о человеке, нашедшем некую траву хмель. Образ Хмеля персонифицирован и демонизирован. Хмель открывает УП0Ш РСЕ/1ЕНИС СПИРШНЫ Х ньпитков скотяншп изверит «человек» л. к можно с кх з ш ь /ч т о сколько к МУЖЬЯ ВЫПИЛИ ВОДКИ,СВОЛкКО —„их жены идети . ПРОЛИЛИ s s a t , В ж л Г ? » ' слез 115 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz