История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Бабалык М. Г. в о ...» отличаются друг от друга, но в то же время их сближает не только тематика, но и адресация послания инокам (так же, как в одной из редакций «С л о в а ...» ) , и цитирование Священного Писания и святых отцов в каче­ стве доказательства дьявольской природы мата. Потому можно предполо­ жить, что сочинение Фотия было известно автору «С л о в а ...» и стало од­ ним из его источников. Несмотря на разнообразие редакций и вариантов «С л о в а ...» , можно выделить общую структуру его текста: зачин-запрет, перечисление причин, почему нельзя сквернословить (оскорбление трех матерей), духовный об­ лик сквернословца, запрет на соприкосновение со святыней, призыв не бра­ ниться и удалиться от сквернословца, далее может приводиться сравнение сквернословия с лаем пса, рассказ об отнятии от сквернословца покрова Богородицы, предрекаются разные беды и напасти за сквернословие, в за­ ключении предлагается отказаться от матерной брани, чтобы не лишиться Царствия Небесного. Редкий севернорусский рукописный сборник не со­ держит эту статью. Между тем она вошла и в печатную традицию и издавалась в XIX в. в форме настенного листа. Так, академик Алексей Николаевич Крылов в книге «Мои воспоминания» (М.; Л. 1942. С. 32.) упоминал, что в 80-х гг. XIX вв. текст «С лова ... » был вывешен « в рамке под стеклом на углу Синода, выходящем на Конногвардейский бульвар, но, видимо, мало имел влияния, ибо по вечерам на нем таких словечек можно было наслушаться, которых и в до­ полнениях к словарю Даля, составленных профессором Бодуэном-де-Куртенэ и Б. М. Ляпуновым, не найти». Несмотря на кажущуюся разнородность, сочинения о хмеле, табаке и матерной брани в сознании читателей и писцов были тесно взаимосвяза­ ны. Порой переписчики создавали целые подборки из таких текстов в одной рукописи. Например, в старообрядческом сборнике первой половины XIX в. (БАН, 32.16.14) помещаются следующие тексты, обличающие пороки: «Слово о матерной брани» (осуждающее сквернословие, так как скверно­ словцы уподобляются лающим псам и идут в геенну огненную); выписки из апостольских правил, Потребника и Номоканона, запрещающие брить бо­ роды и усы; «Слово о хмелном питии» (повествующее о том, откуда на зем­ ле появился хмель и как распространился); выписки из «Книги Феодора Балсамона» с проклятиями тем, кто употребляет табак, чай и кофе («Аще к то о т православных християн дерьзнет пити табак , той о т святых отец да будет проклят.... » ) . Иногда создавались тематические сборники, как, 114 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz