История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Тарасов А. Е., Линников Д. Д. ния в Муезерском монастыре в конце XVI в. церкви с посвящением во имя свт. Николая.1 Противоречие в какой-то степени может быть разрешено свидетель­ ством, читающимся в том же сборнике монастырской документации и от­ носящимся к началу XVIII столетия: « В муезерской пустыни церковь Пре- чистыя и Живоначальныя Троицы древяная клинчатым делом с папертью, обита тесом, на летописи с одной стороны написан образ Николая Чюдот- ворца, з другой стороны образ Живоначальныя Троицы».2Под летописью здесь надо понимать надпись, скорее всего, храмозданного характера, в на­ чале и конце которой были помещены иконы с изображениями Троицы и свт. Николая. Наличие именно таких икон на главном монастырском хра­ ме позволяет сопоставить данное свидетельство со свидетельствами актов 1580-1590-х гг. Вероятно, иконы отражают существовавшее издревле осо­ бое почитание Николы Угодника насельниками Троицкой пустыни на озере Муезере, что нашло отражение в документах конца XVI в. До строительства Никольского храма культ святителя мог выражаться в почитании его образа, например, принесенного сюда основателем, или в иных формах. Со време­ нем почитание вылилось в строительство Никольской трапезной церкви. При всей неопределенности, однако же, никак нельзя пройти мимо того, что в монастырской документации под 7109 (1600/1601) г. отмечен ряд вкладов «н а церковное строение». На это обратил внимание еще И. Н. Шур- гин, который предположил, что данные вклады связаны непосредственно с подготовительными работами (сбором средств) перед строительством Никольской церкви.3 Внимательное чтение показывает, что среди вкладчи­ ков встречаются и видные церковные деятели той поры: митрополит Ро­ стовский и Ярославский Варлаам, архимандрит Костромского Ипатьевско­ го монастыря Иаков, священноинок Памва из Соловецкого монастыря, мо­ настырский строитель Мисаил Кривой Клобук из Ярославля,4 священнои­ нок Анастасий из Соловецкого монастыря.5 Передавали средства и сами монахи Муезерской обители.6 Интересно, что священноинок Фирс из Со­ 1 Впрочем, в данном случае нельзя сбрасывать со счетов, что книжник мог сократить наименова­ ние места назначения вклада. ; РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991а. Л. 58. 3 Шургин И. Н. Никольская трапезная церковь...; Он же. Исчезающее наследие... С. 31. 4 Похоронен в 1625 году в Кирилловом монастыре, см: http://www.kirmuseum.ru/issue/article. php?lD=2731 и http://www.booksite.ru/fulltext/kir/ilov/fore/3.htm. . РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991. А. 1 4 -14об. 6 РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д.991.Л. 15-15 об. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz