История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Тарасов А. Е., Линников Д. Д. На протяжении XVII-XIX вв. вся известная нам документация, в кото­ рой упоминается Никольская церковь, не содержит указаний ни на время, ни на обстоятельства ее создания. При этом в монастырской описи, состав­ ленной 14 августа 1700 г., Никольская церковь уже названа храмом «с т а ­ ринного строения», она была теплой и имела теплые трапезную и келар- скую.1 (В описи от 15 июля 1703 г. Никольская церковь характеризуется чуть более пространно: «Другой храм - Николая Чудотворца: древяной, шатровой верхъ, теплой, с трапезою и с келарскою и с папертью, в келарь- ской печь и заслонъ. Храм [и] трапеза обиты тесом. В олтаре на престоле Евангелие в десть писмянное... » ) . 2Какой временной отрезок представлял­ ся для автора описи достойным характеристики «старины», сказать слож­ но. По крайней мере, к концу XVII в. никто в монастыре уже не помнил точ­ но, когда здесь срубили храм в честь свт. Николая, а храмозданная надпись на повале, если она была, оставалась непрочтенной. Обратим внимание на следующее обстоятельство. В списках двух мона­ стырских актов, относящихся к 1580-1590-м гг., о Муезерской пустыни го­ ворится как об обители «Троицы да Николы». Так, 2 апреля 1589 (7097) г. Василий иЯков Кириловы выступили продавцами имущества « к Троицы да Николе на Муезеро » . 3В 1595/1596 (7104) г. «Честныя и Живоначальные Троицы да во святых великаго чюдотворца Николы Муезерского монасты­ ря вложил в дом к Троице на Муезеро в монастырь Исак (?) Ильин сын избу на Варбоострове».4 Напрашивается вывод, что перед нами свидетельства о существовании в пустыни двух храмов уже в конце XVI в. Однако здесь есть затруднение. Из отводной книги Кемской волости 1591 г., составлен­ ной сотником Семеном Юреневым, известно, что в обители в то время был один храм: «Д а на Маслозерской же земли на Муезере на острову монасты- рек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою, и на озере рыбу ловят. Луково­ го згодья два лука, бобыльских 5 дворов».5 Упомянутые выше два акта - списки с подлинников «слово в слово» - вместе с другой актовой документацией помещены перед вкладной мона- 1 РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991а. Л. 32. 2 РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991 а. Л. 41; Такое же описание читается в описи 14 мая 1704 г. (л.48) и в описи 5 июля 1719 г. (л. 156 об.). 3 РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991. А. 2об. 4 РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991. Л. Зоб. 5 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропи- гиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1853. Ч. 2. С. 67-68 (впервые издано - М., 1836). 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz