История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Тарасов А. Е.; Линников Д. Д. трапезной в России. Кажется, датировка церкви бесспорна - 1602 г. Она опирается на храмозданную запись, еще относительно недавно читавшуюся на теле церкви. Так, в верхней части восьмерика, на повале, были укреплены восемь досок с резной надписью вязью. Ныне эти доски вместе со всей об шивкой храма утрачены. Видимо, они были сняты с церкви во время ремон та 70-80-х гг. XX в. Надпись, впервые опубликованная в 1912 г. священником Г. Корель- ским, читалась так: «Поставлен бысть храм сей во имя святителя и чудот ворца Николая лета 7100-е при благоверном государе, царе и великом князе Борисе Феодоровиче всея Руси самодержце, в четвертое лето государства его, и при его богодарованном царевиче и великом князе Феодоре Борисо виче всея Руси, и при патриархе Иове Московском и всея Руси, и освятися церковь сия 7111 (1602) декабря 6 дня, того же 111 (1603) года февраля 6 дня поставлен митрополит Новгородский Исидор».1К 1960-м гг. часть текста была утрачена, на что обратила внимание Э. С. Смирнова, опублико вавшая надпись в собственном прочтении.2 Еще через несколько лет над пись также в своем прочтении воспроизвел А. А. Молчанов, причем он опу бликовал не только саму надпись, но и прорись досок, на которые она была нанесена, и фотографию фрагмента надписи с датой.3Полностью фотогра фии всей надписи были обнародованы И. Н. Шургиным: сначала в статье 1982 г.,4 затем в книге 2006 г. (в обоих случаях - фотомонтаж). Из подписи под снимком в публикации 2006 г. узнаем, что фото надписи было сделано А. В. Ополовниковым в 1974 г.5 Разночтения в тексте надписи между ее публикациями можно считать несущественными. В главном - в указании дат - все авторы передают над пись одинаково. Вполне явно читаются даты и на снимках. Итак, церковь можно датировать предположительно 1602 г., но для однозначной датиров ки есть определенные затруднения. 1 Корельский Г., свящ. Приписная Муезерская церковь в Маслозерком приходе / / Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 13-14. Часть неофициальная. С. 386. 2 Смирнова Э. С. Экспедиции в Карельскую АССР. С. 127. 3 Молчанов А. А. Деревянная церковь Николая Чудотворца в Муезерском монастыре / / Архитек турное наследство. М., 1969. № 18. С. 114, 115. Рис. 3, 4. 4 Шургин И. Н. Никольская трапезная церковь...; Изображение надписи в электронной публика ции статьи И. Н. Шургина можно посмотреть по адресу: http://rusarch.ru/shurginl.htm . . 3 Шургин И. Н. Исчезающее наследие... Иллюстрации. Рис. 3.1 6). По непонятным причинам на фотомонтаже 2006 г. доски расположены непоследовательно. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz