История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
К истории Троицкого монастыря на Муезере и его Никольской церкви и в конце 1590-х гг. пустынь ассоциировалась у современников с его име нем. Есть основания полагать, что в дальнейшем память о Кассиане некото рое время была в забвении даже в самом монастыре на Муезере. И. А. Ант ропова обратила внимание на то, что в ни в описях 1643 и 1677 гг., ни в дру гих исследованных ею монастырских документах XVII в. имя Кассиана не упоминается. И только опись 1679 г. сообщает в связи с деятельностью мо настырского старца Алексея: «Д а ево ж строение вновь над строителя Му- езерския пустыни над Касьяна гробнице сделан киот с дверьми и покрыт новым тесом ».1 Эта краткая запись дала И. А. возможность Антроповой предположить, что до старца Алексея место захоронения Кассиана не было определено или как-то выделено в монастыре. Вероятно, почувствовав не обходимость, старец Алексей строит часовню рядом с церковью Троицы, закрывая гробницу Кассиана и организуя таким образом важное для мона стыря сакральное пространство. Не проходит двадцати лет, и в описи 1694 г. Кассиан уже назван «первоначальным строителем и старцем», а в 1714 г. - «строителем преподобным Касьяном».2 Остается добавить, что закладная Федора Акулова 1572/1573 гг., содер жащая упоминание «строителя Касияна», вступает в противоречие с тек стом записи 11 августа 1573 г. на муезерском кресте о «первоначальном старце» Геннадии. Однако данное противоречие может быть разрешимо. В то время, когда Кассиан являлся монастырским строителем, отошедший от дел Геннадий вполне мог продолжать жить в обители и именно в это время установить памятный крест. Следует только доказать, что надпись на муезер ском кресте действительно относится к 1573 г. и сделана именно в Троицкой пустыни на Муезере. Отметим, что в известных нам источниках, связанных с Троицкой Муезерской обителью, кроме каменного креста, имя старца Ген надия не встречается. А о самом кресте ничего не сообщается в клировых ведомостях Никольской церкви до 1851 г., равно ни разу не упоминается он и в описях монастырского церковного имущества XVII-XVIII вв., в начале которых обычно перечисляются главные реликвии пустыни.3 Теперь следует коснуться вопроса о времени создания Никольской церкви, древнейшего сохраняющегося до наших дней деревянного храма- 1 РГАДА. Ф. 1201. On. 1. Д. 991. Л. 152. 2 Антропова И. А. Резной крест XVII века из Муезерского монастыря: к проблеме реконструк ции и истории создания памятника / / Страницы истории отечественного искусства. СПб., 2014. Вып. 24. С. 29-35. 3 Шургин И. Н. Никольская трапезная церковь... Прим. 7; Он же. Исчезающее наследие... С. 39. Прим. 9. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz