История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Тарасов А. Е., Линников Д. Д. ка удаленной Троицкой пустыни, которая некогда находилась здесь, в 70 ки­ лометрах по прямой от современного Беломорска. Древнейшая история пустыни имеет полулегендарный характер, время ее основания неизвестно. Существуют два взаимоисключающих свидетель­ ства относительно основателя монашеского поселения на острове Троица. Согласно местным преданиям, которые были записаны не ранее XIX в., пус­ тынь заложил прп. Кассиан.1Считается, что св. Кассиан приплыл сюда с Со­ ловков на каменной плите. После смерти он был здесь похоронен. Над мес­ том захоронения преподобного находится небольшая часовня, в ней - гроб­ ница. В противоречие с преданиями вступает свидетельство, содержащееся в надписи на каменном кресте, который некогда находился в алтаре Николь­ ского муезерского храма и в 1961 г. был вывезен оттуда в Ленинград экспе­ дицией Государственного Русского музея в составе научных сотрудников Э. С. Смирновой, Л. Д. Лихачевой и художника-реставратора Л. В. Федоро­ ва." На кресте помещена надпись, которая была прочитана участниками экс­ педиции 1961 г. следующим образом: «Поставил сий крест первоначальный старець инок Генадей лета 7081 (1573) августа в 11 день».3 Начальные кресты, поставленные при основании монастырей их созда­ телями, относятся к весьма редкому типу русских крестов, а потому их вве­ дение в научный оборот представляется важным не только с точки зрения истории того места, с которым они связаны своим происхождением. До на­ стоящего времени фотография каменного креста из Никольского муезер­ ского храма, насколько нам известно, не публиковалась в научных изданиях,4 а содержащаяся на нем надпись не изучалась с палеографической точки зре­ ния, не была доказана и изначальная принадлежность креста именно Троиц­ кому муезерскому монастырю. Правда, в 1994 г. О. В. Овсянников опубли­ ковал рисунок этого креста, хранящийся в собрании Рукописного архива Института истории материальной культуры РАН.5 Однако приведенный исследователем рисунок крайне неточен, он произвольно передает располо- 1 Кассиан Муезерский / / Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 31. С. 500. 2 Крест хранится в Отделе древнерусского искусства Государственного Русского музея, инв.: ГРМ. ДР Кам. 256; Подробнее об экспедиции: Смирнова Э. С. Экспедиции в Карельскую АССР // Со­ общения Государственного Русского музея. А., 1964. Вып. 8. С. 126. Там же. С. 129. 4 Фотография креста была опубликована в популярном журнале «Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Остров Троица на озере Муезере (республика Карелия)» (М., 2015. № 160). Однако здесь она - всего лишь одна из многих «ф оновы х» иллюстраций, сопровождающих текст. 4 Овсянников О. В. Каменные кресты Архангельского Поморья / / Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. Сборник статей к 75-летию В. Д. Белецкого. СПб., 1994. С. 176. Рис. 3: 2. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz