История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).
Тарасов А. Е., Линников Д. Д. ка удаленной Троицкой пустыни, которая некогда находилась здесь, в 70 ки лометрах по прямой от современного Беломорска. Древнейшая история пустыни имеет полулегендарный характер, время ее основания неизвестно. Существуют два взаимоисключающих свидетель ства относительно основателя монашеского поселения на острове Троица. Согласно местным преданиям, которые были записаны не ранее XIX в., пус тынь заложил прп. Кассиан.1Считается, что св. Кассиан приплыл сюда с Со ловков на каменной плите. После смерти он был здесь похоронен. Над мес том захоронения преподобного находится небольшая часовня, в ней - гроб ница. В противоречие с преданиями вступает свидетельство, содержащееся в надписи на каменном кресте, который некогда находился в алтаре Николь ского муезерского храма и в 1961 г. был вывезен оттуда в Ленинград экспе дицией Государственного Русского музея в составе научных сотрудников Э. С. Смирновой, Л. Д. Лихачевой и художника-реставратора Л. В. Федоро ва." На кресте помещена надпись, которая была прочитана участниками экс педиции 1961 г. следующим образом: «Поставил сий крест первоначальный старець инок Генадей лета 7081 (1573) августа в 11 день».3 Начальные кресты, поставленные при основании монастырей их созда телями, относятся к весьма редкому типу русских крестов, а потому их вве дение в научный оборот представляется важным не только с точки зрения истории того места, с которым они связаны своим происхождением. До на стоящего времени фотография каменного креста из Никольского муезер ского храма, насколько нам известно, не публиковалась в научных изданиях,4 а содержащаяся на нем надпись не изучалась с палеографической точки зре ния, не была доказана и изначальная принадлежность креста именно Троиц кому муезерскому монастырю. Правда, в 1994 г. О. В. Овсянников опубли ковал рисунок этого креста, хранящийся в собрании Рукописного архива Института истории материальной культуры РАН.5 Однако приведенный исследователем рисунок крайне неточен, он произвольно передает располо- 1 Кассиан Муезерский / / Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 31. С. 500. 2 Крест хранится в Отделе древнерусского искусства Государственного Русского музея, инв.: ГРМ. ДР Кам. 256; Подробнее об экспедиции: Смирнова Э. С. Экспедиции в Карельскую АССР // Со общения Государственного Русского музея. А., 1964. Вып. 8. С. 126. Там же. С. 129. 4 Фотография креста была опубликована в популярном журнале «Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Остров Троица на озере Муезере (республика Карелия)» (М., 2015. № 160). Однако здесь она - всего лишь одна из многих «ф оновы х» иллюстраций, сопровождающих текст. 4 Овсянников О. В. Каменные кресты Архангельского Поморья / / Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. Сборник статей к 75-летию В. Д. Белецкого. СПб., 1994. С. 176. Рис. 3: 2. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz