Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
М. В. Шкаровский ния по указу Петра I в Петербург, когда их оставили по пути зимовать в Шлиссельбурге в специальном павильоне, а тот в это время сгорел. Член лаврской ревизионной комиссии 1917 г. С. П. Каблуков в своем дневнике записал, что, по его мнению, чучело мощей делали « с ведома и разрешения Петра I, знавшего и скрывавшего правду, хотя возможно, что повреждение мощей от пожара заставило других лиц прибегнуть к обману, и Петр I также был обманут ими». Узнав о результатах осмотра, Синод 27 июня постано вил произвести «переоблачение мощей», то есть отделить подлинные мощи от инородных предметов, поручив это синодальным членам — Вла дыкам Сергию и Платону. Само «переоблачение» было проведено 24 июля. Все посторонние предметы из раки удалили, а части мощей собрали вместе и положили в кипарисовый ящик, а восковую голову князя растопили. О проведении 24 июля осмотра мощей и помещении их в «новоустроен ный» ящик был составлен сохранившийся официальный акт.1 Дневник С. П. Каблукова и архивные документы не оставляют сомнения в том, что после осмотра 1917 г. в раке остались подлинные мощи, которые были изъяты из Лавры в 1922 г. по указанию советских властей и вновь возвра щены в Свято-Троицкий собор в 1989 г. из Музея истории религии и атеизма.2 Одна из причин помещения мощей в новый ящичек заключалась в обе спечении удобства их транспортировки при возможной эвакуации Лавры в случае возникновения угрозы захвата столицы немцами. Так, вскоре после взятия германскими войсками Риги, Синод 23 августа издал указ о подго товке вывоза лаврской ризницы и размещения ее в Екатеринбургском Архи ерейском доме, при этом невоеннообязанных монахов планировалось эва куировать в Верхотурский и Далматовский монастыри Екатеринбургской епархии. Позднее — в октябре 1917 г. — 56 принявшим постриг насельни кам (7 архимандритам, 26 иеромонахам, 21 иеродиакону и 2 монахам) даже выдали «бессрочные паспортные книги» ввиду «предстоящей эвакуации Петрограда». К счастью, намеченная эвакуация так и не состоялась. На протяжении всего 1917 г. финансово-хозяйственное положение Лав ры вследствие бедствий военного времени, растущей дороговизны, инфля ции и т. п. неуклонно ухудшалось, что в условиях углубления ситуации анар хии и безвластия в стране привело к невиданным ранее конфликтам лавр ского руководства со служащими, певчими хора и т. д.3 1 К истории освидетельствования мощей св. Александра Невского. С. 33-35. 2 Васильева О. Ю., Кнышевский П. Н. Указ. соч. С. 186. 3 РГИА. Ф. 815. Оп. 11-1917. Д. 86. Л. 3-7. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz