Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Александро-Невская Лавра в годы Первой мировой войны ским Сергием (Страгородским) проекта «Положения об Александро-Нев- ской Лавре». Это Положение повышало статус обители, выводя ее из под чинения епархиальному архиерею, и преследовало цель превратить ее в важнейший центр духовного просвещения: « 1 . Свято-Троицкая Алексан дро-Невская Лавра имеет назначение служить святой Православной Церк ви религиозно-просветительной деятельностью. Программа религиозно просветительной деятельности Лавры подлежит обсуждению на съезде уче ных иноков. 2. Александро-Невская Лавра подчинена непосредственно Свя тейшему Синоду. 3. Лавра имеет особого настоятеля в сане епископа или архимандрита... 4. Лавра управляется Духовным Собором из шести лиц: настоятеля, его наместника и четырех членов... 7. В состав братства Лавры определяются лица преимущественно с высшим и средним образованием, коих должно быть в братстве во всяком случае никак не менее половины».1 Реально данное положение действовало очень короткий период времени — со второй половины 1917 до начала 1918 гг. В начале июня в связи с возникшей угрозой немецкого наступления на Петроград в Синоде был поднят вопрос о вывозе из города мощей св. Алек сандра Невского, и епископ Серафим (Лукьянов) внес предложение о пред варительном вскрытии раки и освидетельствовании мощей князя. Это пред ложение было принято, и 12 июня состоялся предварительный осмотр раки, а 28 июня, в соответствии с секретным словесным определением Синода, — вскрытие саркофага и осмотр самих мощей. По поручению Синода его в об становке строгой секретности проводили архиепископ Вениамин (Казан ский), епископы Серафим (Лукьянов) и Прокопий (Титов), пригласившие себе в помощь архимандрита Авраамия (Чурилина) и слесаря из мирян. Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой го ловой и «чучелом» князя (изготовленном из ваты, зашитой в шелковые мешки), в которое были помещены подлинные мощи — часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения», когда сгорели все имевшиеся в храме иконы.2 Известно, что обретенные в 1380 г. нетленные мощи князя дважды по страдали от пожара — в 1491 г. во Владимире и в 1723 г. во время перенесе 1 Там же. Оп. 11-1917. Д. 82. Л. 1-2. 2 К истории освидетельствования мощей св. Александра Невского / / С.-Петербургские епархи альные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 32—34; Васильева О. Ю., Кнышевский П. Н. Красные конкистадоры. М., 1994. С. 186. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz