Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - 394, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 7).
Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481 — 1571) этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь велико го старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неот ступном послушании у своего учителя, старца Зосимы, затем двенадцать лет он подвизается в лопарских пустынях, пребывая в богомыслии и молчании, на долгие годы скрывается он в пустынях Кирилло-Белозерского монасты ря, постигая великую науку священнобезмолвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа совершенного, вмеру полного возраста Христова» (Еф. 4 ,13), священноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки летописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов. 1526 год - Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную веру христианскую».1 1533 год - Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру».2 С 1533 по 1540 год —«Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Белозер ского монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письменности лопарского народа. 1540 год - «н а устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав».3 1542 год - «наученных от Феодорита и оглашенных лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми».4 С 1548 по 1551 годы - вновь в Кандалакше, где созидает Рождества-Бо- городичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом». А ведь игумену Феодориту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впереди кольского старца ждали новые великие деяния и испытания. Это и скорбь неправедного гонения, и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «премудрого» богослова, отстоявшего высоту рос 1 Софийская летопись / / Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 2 Софийские летописи / / Полное собрание Русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. 3 Курбский Андрей. История о великом князе Московском / / Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 332. 4 Курбский. С. 333.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz